А в 1938г были подготовлены к печати статьи «Физкульттерапия функциональных неврозов» и «Физкультура при френикокардинальном синдроме». Во второй половине 1930-х гг. физкультура уже получила полное право гражданства среди других методов. Утцаль М.Э. в своих записях отмечал: « Нередко больные меня спрашивали: «А вы исполняете все, что советуете…..», – я могу вполне добросовестно отвечать: «Да, исполняю». Подтверждением востребованости работ врача было и то, что некоторые из них были выписаны в Кремль для лечения членов правительства.
Коллектив института всегда был на передовом крае науки и общественной жизни страны и города, поэтому с большим волнением и настороженностью встретил известие о прошедшем в Москве февральско -мартовском пленуме ЦК ВКП (б). Слова Сталина о том, что «троцкистские и другие «двурушнические элементы» проникли в партийные, административные круги власти, стали практическим указанием «для чистки» органами НКВД. Поиски «врагов народа» превратились в компанию, сопровождающуюся митингами, собраниями, подогреваемые средствами массовой информации.
Арест
Утцаль Михаил Эдуардович был взят под арест 23 мая 1938года. В справке на арест отмечалось «агент английской польской разведки, участник контрреволюционной организации «Российский общевойсковой союз». Дело по деятельности РОВСа объединило судьбы 9 человек, ранее все имели отношение к службе в белой армии или к работе гражданских учреждений города в 1918-1919гг.
В то время Севастополь находился в центре драматических событий, неизбежным было и то, что большое количество наших сограждан оказались втянутыми в их водоворот. Однако бесспорным было и то что, признав советскую власть, все они работали на благо новой советской Родины.
Особое внимание следствия было сосредоточено на том, что Утцаль работал при белых в военном госпитале, имел знакомство с польским консулом, что находился в Севастополе в 1919-1920гг., а так же имел дружеские связи с бывшим главным доктором Севастопольского военно-морского госпиталя, доктором медицины Евгением Кирилловичем Яблонским, что эвакуировался с войсками Врангеля ноябре 1920, что уж говорить о знакомстве с врачом госпиталя, «контрреволюционером», Иосифом Яковлевичем Бильвайсом осужденным, в 1927году.
На второй план ушло то, что в годы 1-й мировой и гражданской войн, следуя клятве Гиппократа, он безвылазно лечил больных и раненых в Севастопольском морском госпитале, белые они или красные не имело значения для врача. А в 1920г Михаил Эдуардович вместе с другими врачами госпиталя оказывал медицинскую помощь раненным и больным бойцам из отряда Мокроусова.
Окончательное обвинительное заключение было вынесено 11 апреля 1940г. Приговор суда был суров – 5 лет исправительно – трудовых лагерей. Так этапом из Симферопольской тюрьмы 2 июля 1940г Утцаль прибыл в
Вятлаг. Было ему тогда 58 лет. Из жаркого благодатного Крыма доктор попал в глухую тайгу и болота, а его пациентами стали не только политические, но и уголовный элемент. Вскоре благодаря высокопрофессиональным навыкам, Михаил Эдуардович был назначен начальником хирургического отделения центральной больницы для заключенных – главным хирургом Вятлага.
От звонка до звонка отбыл он срок, назначенный Особым Совещанием. Вспоминая то время, Михаил Эдуардович пишет: «…мне пришлось работать в Кировской области, и я снова занялся операционной деятельностью. В то время пришлось делать много операций самых различных вплоть до гинекологических. Но я всегда стремился помочь больным не только ножом, но и консервативным методом. Организовывал лечение больных торфяными аппликациями, используя местные залежи торфа. Удавалось проводить это лечение с большим успехом. Организовал пункт по переливанию крови. Производил подсадку плаценты больным и получал почти во всех случаях излечение самых разных болезней».
Дверь на свободу вахты
4-го лагпункта (сангородок) открылась перед Утцалем 24 мая 1943 года. Однако выезд за пределы лагеря доктору был запрещен. Поэтому предложение медицинского отдела управления лагеря занять ту же должность, только в качестве вольнонаемного, он вынужден был принять. Лишь через одиннадцать лет он переходит на работу врача-хирурга поселка Лесного.
До сих пор честное имя Михаила Эдуардовича помнят в поселке Лесном, ведь благодаря ему в этом богом забытом таежном поселке появилась больница, а значит надежда на жизнь. Из воспоминаний Веремьева В.И., жителя поселка: «Ежедневно в половине девятого по дощатым тротуарам поселка Лесного, столицы Вятлага, в сторону больницы проходил пожилой человек лет семидесяти. Острый внимательный взгляд, высокий лоб, аккуратно подстриженная щеточка усов невольно привлекали внимание прохожих. Одет он был обычно в черное пальто, на голове удобно сидела фетровая шляпа встречные с почтением здоровались:
- Здравствуйте, Михаил Эдуардович! - Здравствуйте, доктор.
Многие жители вятлаговской столицы не только знали в лицо доктора, но и лечились у него. Специалист он был отменный, профессионал высокого класса. Не одну сотню больных доктор Утцаль спас от неминуемой смерти. Вот и я обязан ему жизнью. Именно он не погнушался тщательно обследовать погибающего 4-летнего ребенка «врага народа» и немки-спецпоселенки, точно и быстро установил диагноз и активно содействовал тому, чтобы устроить меня на лечение. Это меня спасло».
Находясь на таком удалении от цивилизации, в ужасных бытовых условиях, врач Утцаль продолжал работать, в местной газете выходили его статьи о необходимости физзарядки, внедрении методов физиотерапии. Его исследования и здесь стали полезны людям. И самое главное Михаил Эдуардович воспитал целую плеяду молодых врачей – хирургов, со временем поселок разрастался, и необходимость в них возрастала. Ассистируя молодым хирургам, он напутствовал:
- Скальпель в руках держи твердо, через него чувствуй боль оперируемого. И помни, не навреди.
Из служебной характеристики, подписанной начальником лагеря Дидоренко:
«Работая начальником хирургического отделения, кандидат наук врач Утцаль обеспечивает своевременную хирургическую помощь больным, проводит самые сложные операции. Врач Утцаль проводит большую работу по внедрению методики подсадки ткани при заболеваниях язвой желудка и экземой. В этой части им сделано свыше 300 случаев подсадки ткани, из которых большинство дали положительные результаты в лечении больных. При центральной больнице ввел, впервые за историю существования лагеря, грязевое лечение больных».
24 июля 1956г Трибунал Одесского Военного Округа постановил дело в отношении Утцаля М.Э. прекратить за отсутствием состава преступления, а, вскоре признавая заслуги врача в области здравоохранения, правительство республики присвоило Михаилу Эдуардовичу звание Заслуженного врача РСФСР.