. История Верхнекамского района. Часть 3 - Статьи о Вятлаге - Все о Вятлаге - ВятЛаг

16+
     Народный архив
           ВятЛаг

        

Мини профиль
Гость





Понедельник, 06.01.2025

Категории раздела

Наши именинники


клюква(60), Tommy686(56), vasyum(43), Алексей(55), loss(58), spetrov(41), Andrey63(62), acsigdebar(36)


Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Погода в Лесном

Друзья сайта
Верхнекамье     Родная Вятка


Одноклассники     ВКонтакте





Мы будем рады
обменяться ссылками


Наша кнопка






История Верхнекамского района. Часть 3
24.05.2013, 04:37

История и архитектура Верхнекамского района. Часть 3


Строительство Вятлага
Во второй половине 1920-х годов в рамках претворения пятилетнего плана развития Вятской губернии, а затем и Нижегородского края правительством было предусмотрено развитие северо-восточного промышленного региона
- разработка фосфоритных рудников, становление местной металлургии, лесного дела и строительства железной дороги Яр-Фосфоритная. В этой программе прокладка стальной магистрали являлась наиболее приоритетным делом, от которого зависело выполнение других пунктов плана. К строительству железнодорожной ветки протяженностью 185 км и стоимостью 19,5 млн. руб. приступили в 1928 году. Генеральный подряд был поручен «Уралжелдорстрою».
История интенсивного освоения богатейшего месторождения фосфоритов и необозримых лесных ресурсов Верхнекамского края восходит к 1931 году. Тогда, в рамках претворения первого советского пятилетнего плана, было завершено строительство железной дороги на дистанции Яр - Фосфоритная, которая соединила Транссибирскую магистраль с северо-восточным районом Вятской губернии. В качестве бесплатной рабочей силы на самых сложных участках дороги использовался труд репрессированных из числа так называемого «кулацкого элемента».


Вскоре принимается решение о продолжении железнодорожного строительства дальше на север через станции Верхнекамская - Заводская - Лесная - Има и далее до селения Усть-Кулом на реке Вычегде. Этот проект получил название «Гайнско-Кайская железная дорога» (последние годы - подъездной железнодорожный путь учреждения К-231 - ВятскогоУЛИУ протяженностью 250 км). Административно-хозяйственная и производственная база стройки была развернута на станции Фосфоритная. Это строительство с самого начала подчинялось специальному управлению НКВД, которое находилось в городе Вятке. По месту расположения штаба управление получило название «Вятлаг», перешедшее позднее к новому подразделению, осваивавшему Гайнско-Кайский проект.
Основным первоначальным предназначением этой железнодорожной коммуникации должно было стать обеспечение доставки необходимых материалов и оборудования для осуществления грандиозного проекта поворота северных рек на юг. На Вычегде и Печоре предполагалось возведение крупных дамб, плотин, совмещенных с гидроэлектростанциями, и множеством других специальных гидротехнических сооружений. Идея изменения направления течения рек, противоречащая естественным законам природы и требовавшая огромных материальных и финансовых затрат, вскоре была признана порочной, и реализация проекта была остановлена. Построенный железнодорожный путь в дальнейшем использовался только для транспортировки леса.
Лесная промышленность в СССР как отрасль народного хозяйства была создана 12 августа 1927 года. В 1937 году своим распоряжением Совнарком обязал наркома Внутренних Дел Н. И. Ежова организовать несколько лесозаготовительных лагерей, которые могли бы обеспечить нужды страны и ее оборонной промышленности. 5 февраля 1938 года вышел приказ НКВД СССР №020, которым, в частности предписывалось создать на северо-востоке Кировской области Управление Вятского исправительно-трудового лагеря (Вятского ИТЛ) НКВД СССР. Это считается официальной датой организации учреждения, позднее именовавшегося «П/я К-231». Вятлаг входил в число десяти лесных лагерей УЛЛП (Управление лагерей лесной промышленности) ГУПАГа.

Подготовительные организационные мероприятия были начаты еще с осени 1937 года, когда администрация Рудничного получила приказ о выделении на территории своего поселка помещений для временного размещения конторы Вятлага и квартир для проживания членов семей работников управления. Изыскательские и проектные работы для строительства поселений Вятлага проводились центральным институтом «Гипролестранс». Учреждению для развертывания производства, которое целиком должно было базироваться на заготовке и переработке древесины, была отведена необходимая лесосырьевая база.
Она занимала территорию площадью почти 552 тыс. га и охватывала не только прилегающие районы Кировской, но и Пермской области, а также Коми АССР. Ликвидный запас древесины по первоначальному расчету должен был составить около 50 млн. куб. м. Однако, уже в октябре того же года эти нормативы были пересмотрены в сторону значительного увеличения: отводимая площадь составила 1 млн. 578 тыс. га, запас древесины, подлежащий заготовке, - более 70 млн. куб. м. Плановые объемы заготовки и вывозки древесины устанавливались в количестве не менее 700 тыс. куб. м в год. Следует добавить, что в местах, отведенных под лесозаготовки на водоразделе рек северного и южного направления, по правилам лесопользования и природоохраны лес можно было рубить только в очень ограниченном количестве.
Такая серьезная градообразующая основа и масштаб предстоящих работ предполагали соответствующее количество трудоспособной рабочей силы свободного населения, его размещения и разветвленный характер расположения многочисленных лагерных пунктов, нанизанных на основу транспортной инфраструктуры Вятлага -- Гайнско-Кайскую железнодорожную ветку. В январе 1938 года Вятский ИТЛ получил и принял на специальный учет первый этап заключенных - около 500 человек. Первый лагпункт палаточно-барачного типа появился вблизи железнодорожных путей на станции Верхнекамская. К концу года заключенных было уже почти 19 тысяч. По опубликованным сведениям, в 1939 году число содержавшихся в Вятлаге заключенных составляло 20738 человек, через 10 лет эта цифра увеличилась до 25642, из которых по политическим статьям были репрессированы 38,4%.
К началу Великой Отечественной войны градостроительная инфраструктура Вятлага включала 19 балансовых лагерных подразделений, расположенных по линии Гайнско-Кайской железной дороги и один сельхозлагпункт «Зуевский», который находился в селе Мухино Зуевского района. За два года вдоль железнодорожной ветки были построены станции Верхнекамская, Нырмыч, Заводская и Лесная, разъезд Южный. Севернее Лесной появились станции Брусничная, Има, Раздельная. В комплекс Вятского ИТЛ входили в 1941 году производственные подразделения: лесозавод, центральные механические мастерские по ремонту паровозов, кирпичный завод (на станции Има), центральная пошивочная мастерская, 4 сельскохозяйственных подразделения, 2 базы снабжения, 3 строительные участка.
Устройство лагерных пунктов, состав построек, их взаимное расположение на территории и организация генеральных планов строго регламентировались и подчинялись разработанным нормам и соответствующему стандарту. Примером типовой планировки лагерной зоны может служить план глубинного поселка №1 Нырмычского ЛЗП, представленный прорисьюс аэрофотосьемки этого объекта. Очертание территории, обнесенной забором с колючей проволокой, имело прямоугольную форму с вышками на каждом углу. Осью служила центральная улица, проложенная посередине вдоль территории. Справа и слева строго по красным линиям располагались жилые бараки и административно-хозяйственные постройки. Перед воротами зоны находился поселок, где проживал личный состав военизированной охраны, администрация с семьями, располагались бытовые и складские постройки. От дороги, проходящей вдоль лесной речки, был проложен отрезок. Окружающее пространство очищалось от леса и хорошо просматривалось на расстоянии нескольких десятков метров. Другой подобной территорией являлась площадка станции Има Вятспецлеса, на которой в принципе схожая планировка была зонирована на две части - жилую и производственную, первая из которых заполнялась бараками большей вместимости. Здесь охраняемая производственная зона была включена в пристанционную инфраструктуру железнодорожных путей и прилегающей жилой застройки.

За годы войны менялась и демография Вятлага, что отражалось на численности населения, его культуре, национальном составе и особенностях жизни. Здесь были размещены около 350 эвакуированных жителей из Ленинградской области, Карелии, Прибалтики, других прифронтовых областей, а так же несколько тысяч заключенных из колоний и лагерей, которые дислоцировались на этих территориях. Только в течение первых военных лет Вятский ИТЛ пополнился 40 тыс. заключенных и 8 тыс. так называемых «труд-мобилизованных» этнических немцев. В 1943-1947 годах здесь функционировал лагерь для военнопленных №101, который состоял из 6 подразделений общей наполняемостью до 4 тыс. человек. В мае 1943 года Вятлаг пополнился несколькими сотнями мобилизованных «трудпереселенцев» из числа ранее раскулаченных, которых этапировали из Вологодской и Омской областей. В составе населения Вятлага были и так называемые «дирек-тивники» - около 1500 досрочно освобожденных по директиве НКВД и Прокуратуры СССР от 29 апреля 1942 года №185 или уже отбывших срок заключения. У них изымались паспорта, брались подписки о невыезде за пределы ИТЛ до конца войны; «директивников» размещали на жительство в поселениях и использовали на работах по вольному найму вплоть до 1946 года. Трудности военных лет серьезно отразились на условиях содержания в ИТЛ, последствием чего стала высокая смертность заключенных. Только благодаря жестким и решительным мерам, предпринятым вновь назначенным начальником Управления Вятлага А. Д. Кухтиковым, к середине 1944 года удалось изменить ситуацию к лучшему.
Затри года пребывания у власти А. Д. Кухтикова было достигнуто практически полное самообеспечение лагеря основными продуктами питания, многими видами вещевого довольствия и мебелью, предметами первой бытовой необходимости. Укрепились режим и дисциплина, в центральном поселке и в подразделениях получила развитие социально-бытовая сфера. Были спасены и получили возможность заниматься своей непосредственной профессиональной деятельностью многие высококвалифицированные специалисты: инженерно-технические и медицинские работники, талантливые артисты, музыканты и художники. Вероятно, в те же годы был создан или усилен новыми специалистами Отдел капитального строительства Вятлага, в составе которого работала проектная группа со штатной должностью главного архитектора; подрядные бригады пополнились опытными плотниками, рабочими других строительных специальностей. По инициативе и при непосредственном кураторстве А. Д. Кухтикова в Вятлаге были организованы музыкально-драматический театр, художественно-промышленная мастерская, дом отдыха для сотрудников и оздоровительно-профилактические пункты для заключенныхи «трудармейцев». Была завершена электро- и радиофикация всех лагпунктов, были разбиты яблоневые сады, цветники и ягодники, в теплицах выращивались дыни и арбузы, делались агротехнические опыты получения высоких урожаев картофеля, огурцов, томатов. В конце 1940-х - начале 1950-х годов благоустроенный поселок Лесной стал островком цивилизации среди кайских лесов и болот.
Исключительный опыт закладки, планировки и строительства поселка Лесного - столицы Вятлага, который вначале назывался Соцгородком,- суровая реальность 30-х-50-х годов XX века, никогда не рассматривался с позиции его архитектурных и градостроительных достоинств. Генеральный план поселка с выраженным администра-тивно-общественным центром был разработан по классической регулярной схеме, оригинально адаптированной к специфическим условиям топографии местоположения, рациональной функциональной целесообразности и выделялся наличием развитой лесоперерабатывающей производственной зоны. Разнообразная по назначению сохранившаяся и утраченная застройка, архитектурная эстетика которой наглядно показывает формирование самобытных стилевых качеств, опиралась на традиции классицизма, стилистические направления тех лет, вкусовые пристрастия и народный фольклор деревянного зодчества. Особенно показательны общественные здания - клуб-столовая (1939-1942, не сохр.), управление Вятлага (1939-1940), архив (1942), другие ведомственные учреждения. Из жилой деревянной застройки, которая формировала основную среду поселка в 1930-е - 40-е гг., представлены несколько типов домов: от индивидуальных одноэтажных, рассчитанных на проживание одной семьи, до двухэтажных коммунальных и многоквартирных зданий на одну и две жилые секции.
Принципы регулярности были положены в основу планировки и другого, меньшего промышленного поселка - Созимского, градообразующим предприятием которого стал Кайский целлюлозный завод. Но здесь в большей степени удалось добиться гармоничного сочетания качественного природного окружения и жилой застройки: кварталы открыты к зеркалу большого пруда, селитебная зона, в результате грамотного зонирования, удачно отделена от заводского комплекса, который не влияет на ее восприятие. Особенно наглядно эстетические достоинства архитектурно-планировочной организации Созимского проявились при комплексном строительстве его прибрежной части, которая протянулась вдоль транзитной дороги в сторону п. Лесного. На этом участке выделяются три одинаковых индивидуальных двухквартирных дома (ул. Набережная, 17,19, 21), объемное решение и планировка которых следуют новаторским традициям советских зодчих кон. 1920-х гг.
Максимальная наполняемость подразделений Вятлага - почти 31 тыс. человек - была достигнута в начале 1950-х годов. Последующие годы, которые характеризуются попытками реформирования советской карательно-исполнительной системы и наступившими политическими изменениями в стране, сказались на общем положении дел в Вятском ИТЛ: к началу 1960-х годов производственно-хозяйственные показатели лагеря и социальное положение его населения оказались в упадке. Преодоление кризиса и выход на новый уровень в расширении и совершенствовании освоения лесосырьевой базы связаны с именем полковника внутренней службы, начальника управления Вятского ИТЛ с июля 1962 года А. С. Комиссарова. Для закладки и развертывания новых лагерных подразделений - Бадьинского, Чабисского, Нюмыдского и Крутоборского началось ускоренное строительство второй очереди ведомственной железной дороги и освоение новых лесных массивов, расположенных на территории Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермской области и Усть-Куломского оайона Коми АССР. Были организованы новые колонии-поселения, которые специализировались на заготовке и вывозке леса. Все объекты Вятского ИТЛ были подключены к системе государственного электроснабжения. В поселке Лесном реконструируется хозяйство нижнего склада и деревообрабатывающее производство.
Одновременно с развитием производственного комплекса и совершенствованием транспортной инфраструктуры значительно увеличивается объем промышленного и гражданского строительства. В поселке Лесном возводятся новые благоустроенные кирпичные жилые дома, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Был построен Дом культуры со зрительным залом на 800 мест, широкоэкранный кинотеатр, общеобразовательная и музыкальная школы, детский сад, железнодорожный вокзал, гостиница со столовой, комбинат бытового обслуживания и другие объекты. Асфальтируются центральные улицы, начинается прокладка автодороги Кирс-Лесной, устанавливается прямое железнодорожное пассажирское сообщение с областным центром. В 1966 году Вятский ИТЛ по объемам производственных показателей преодолел двухмиллионный рубеж, существенно улучшились финансово-экономические показатели. Заготовка и разделка древесины составили почти 2150000 куб. м, вывозка - более 2060000 куб. м, объемы лесопиления превысили 230000 куб. м.
В1968 году Вятский исправительно-трудовой лагерь получил новое официальное наименование - Вятское управление лесных исправитель--чьтрудовыхучреждений (УЛИТУ) - Учреждение К-231 и стабильную производственную деятельность на протяжении ряда последующих лет. В последующие годы лесопромышленная инфраструктура Учреждения пополняется расформированными леспромхозами Боровским, Созимским и Чернореченским, а сельскохозяйственные подразделения - бывшими совхозами Гидаевским и Минеевским (1982-83 гг.). В 1984 году были отмечены максимальные объемы производственной деятельности - заготовлено 2 млн. 700 тыс. куб. м древесины, а разделка составила 2 млн. 755 тыс. куб. м. В поселке Лесном были построены и введены в эксплуатацию благоустроенные жилые дома, два общежития семейного типа для молодых специалистов и ветеранов, больница с поликлиникой и аптекой, Дом связи, универмаг и другие социально-бытовые объекты. Проводится реконструкция военного городка, где был расквартирован конвойный полк, обновляется жилищный фонд в подразделениях. Был налажен постоянный устойчивый прием телевизионных программ, открыта автодорога с твердым покрытием до районного центра. В окрестностях поселка Лесного, численность населения которого в 1989 году превысила 5 тыс. человек, впервые создаются два садово-огороднических товарищества. Последние годы, отмеченные социально-политическими переменами в стране и переподчинением Учреждения К-231 Управлению исполнения наказаний Минюста России, отразились на строительно-хозяйственной деятельности в поселке и подразделениях.
Начало 1930-х годов в Кайском крае связано с появлением поселков особого типа - режимных спецпоселений, жителями которых являлись «раскулаченные» бывшие зажиточные крестьяне и контингент населения иного социального и национального происхождения, насильно сосланный сюда из разных мест. Типовой жилой комплекс первичного заселения, предназначенный для размещения около тысячи человек вновь прибывшего этапа, разбивался, как правило, на расчищенном месте в лесу и состоял из 3-4 наспех сколоченных жилых бараков и вспомогательных сооружений: бани, пекарни, медпункта, спецкомендатуры, мелких хозяйственно-бытовых и складских построек. В одном бараке каркасной конструкции (реже рубленом из бревен) с нарами в два яруса и проходом посередине помещалось по 200-250 человек. Для обогрева использовались несколько самодельных печек из приспособленных для этой цели железных бочек. Шагом к усовершенствованию такой открытой казарменной системы было устройство дощатых продольных и поперечных перегородок, образующих коридорную планировочную структуру барака, которая способствовала разделению проживающих на родственные ячейки. Сохранились сведения о двух таких спецпоселениях - Дедовке и Севе. Поселок Дедовка находился на берегу реки Кужвы за селом Кай; Сева, заложенный в устье одноименной реки, впадающей в Нырмыч, стоял невдалеке от поселка Созимского.
Следующим этапом развития поселений такого происхождения стали номерные спецпоселки, которые создавались руками самих поселенцев и являлись местами более благоустроенными и приспособленными для достаточно нормального проживания семей сосланных. Строили эти поселки на более удобных возвышенных местах, неподалеку от транспортных и водных коммуникаций по традиционным планировочным правилам двусторонней застройки, включали первичную инфраструктуру жизнедеятельности и примитивные коммунальные службы. Основную застройку составляли рубленые пятистенные, рассчитанные на две семьи дома стандартного типа, в которые люди перебирались из многоместных бараков. Это были поселки Скачок №8, Ожмегово №7, спецпоселок в черте Рудничного и около него, Новый поселок, Старцево и другие. Режим содержания оставался прежним: выход за пределы населенного пункта строго контролировался, передвижение спецпоселенцев и образ их жизни регламентировались специальными правилами внутреннего распорядка. В 1939 году в Скачке поселили польских «осадников», атакже высланных из Западной Украины и Западной Белоруссии, всего 1519 человек (111 семей).
Постепенно налаживался особый быт спецпоселений. Ихжителям разрешалось строить собственные дома, держать скот и заниматься домашним хозяйством. Дети ходили в школу, молодежь создавала новые семьи. Власть снабжала специальные поселки необходимыми товарами и продуктами, обеспечивала медицинское и социальное обслуживание населения. Но поездки за пределы этих населенных пунктов разрешались только при необходимости и по специальным справкам.
В конце 1960-х - начале 1970-х годов в районе были построены и вступили в строй несколько новых лесозаготовительных предприятий с общим объемом производства 1290 тыс. куб. м леса. К ним относились Бадьинский, Вуктыльский и Вол-мангский ЛПХ. С пуском этиххозяйств совокупный годовой объем обработки древесины в районе достиг 6 млн. куб. м в год. В связи с этим началась реконструкция Кайского целлюлозного завода, что явилось обнадеживающим фактором развития и благоустройства поселка Созимского.
Становление Вятлага, организация строительных работ по закладке и развитию инфраструктуры поселка Лесного, его благоустройство и даже архитектура общественных и жилых зданий полностью зависели от деятельности начальников управления Вятского ИТЛ, среди которых особенно выделялись И. И. Долгих, A. Д. Кухтиков и А. С. Комиссаров. Наиболее ответственные объекты поселка Лесного из застройки 1950-80-х гг. осуществлялись по проектам И. В. Коновалова. История Вятлага, строительство и благоустройство поселков Лесного и Рудничного, быт заключенных и спецпоселенцев нашли отражение в публикациях и работах В. И. Веремьёва, B. И. Пеплова, П. Т. Ожегина, В. А. Берлинских, других авторов. Общая история района наиболее полно и грамотно раскрыта в многочисленных краеведческих публикациях Е. Н. Осколкова.


...Продолжение следует...

Категория: Статьи о Вятлаге | Добавил: АЛЕКС
Просмотров: 2727 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 5.0/2


Посоветовать материал
в соц. сети



Всего комментариев: 0
avatar
Статистика сайта

Всего пользователей: 1090



У нас новый участник!

klizma123



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Сегодня сайт посетили

RuTube "ВятЛаг"

Свежие записи
Кайский край глазами врач...
Комсомольская стройка
Лесной - столица Вятлага
Вышиванка
Ссылка

Новое на форуме

Новые комментарии

Выложил 9 фото. Сейчас статус- материал неактивен. Написал в поддержку запрос, наверное на модерации. С Наступающим!

Добрый вечер всем. Я был в Чабисе с 1967 по 1970 год. Мама со мной приехала к отчиму, который отбывал наказание. Очень мало фото о Чабисе, постараюсь найти и опубликовать. Всем добра!

Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом!

Авантюризм Хрущева на Верхнекамской земле

А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами.
А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.

Новые фото

Новые видео

Праздники сегодня
Праздники сегодня







ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ И АДМИНИСТРАТОРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ COOKIES
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПРАВИЛА ФОРУМА
   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru