Станция Шлаковая расположена на железнодорожном участке Яр – Верхнекамская
Кировского отделения ГЖД (протяженность этого участка 179 км). В июле этого года железнодорожной ветке
Яр - Верхнекамская исполнился 81 год.
Необходимость постройки железной дороги в этом глухом, болотистом краю была
вызвана тем, что в Омутнинском и Верхнекамском районах располагались заводы, продукцию которых нужно было
каким-то образом вывозить.
Здесь добывали фосфориты, занимались металлообработкой, велись лесозаготовки.
Фосфориты и железо вывозились на лошадях, лес сплавляли по реке Вятке во время разлива. Отсутствие железнодорожного
сообщения негативно сказывалось на жизни всего северо-востока Вятской губернии.
Торгово-промышлен-ные круги не только просили, но и требовали постройки стальной магистрали.
В 1927 начались строительные работы. 28 декабря того же года было принято решение примкнуть к Пермской железной дороге на
станции Яр. Строительство началось зимой – в самый сезон лесозаготовительной кампании. Большая часть населения была занята
на работах в лесу, железную дорогу практически некому было строить. В июне 1930 года на строительство железнодорожной ветки
началась вербовка рабочих из других регионов.
В 1931 году вошли в строй и начали работать подразделения станции Шлаковая. К этому моменту
уже были построены три пути, пассажирское здание, помещение водокачки. Строилось и паровозное депо рядом с треугольником для
разворота локомотивов. Здание возводилось деревянным, состояло из двух блоков: стойловой части на две канавы и механического
цеха, в который вошли инструментальная, столярная мастерские, электростанция и красный уголок. В 1932 году были построены
помещения кузницы, литейной, пескосушилки, кладовой и склада смазочных материалов. В механическом цехе были установлены 4
токарных и 2 сверлильных станка, а также строгальный станок.
Первые паровозы были маломощные. Затем поступили более мощные серии Щ и Нв. Последние тянули за
собой пассажирские вагоны. До конца 1935 года линия Яр – Фосфоритная считалась временной. Паровозное депо до 1936 года
относилось к Северной железной дороге. В 1936 году, когда образовалась Горьковская железная дорога, паровозное депо станции
Шлаковая с 15 паровозами поменяло свою приписку. В 1997 году депо Шлаковая стало называться подменным
пунктом локомотивного депо Лянгасово.
- Сегодня по линии Яр – Верхнекамская в сутки походит десять пар поездов, - рассказывает главный
инженер локомотивного депо Лянгасово Александр Зверев, - из них две пары - это пассажирские поезда. Железнодорожные составы
обслуживаются 56 машинистами и 25 помощниками. К подменному пункту сейчас приписано 7 тепловозов. На станции Шлаковая сохранился
старичок-паровоз. Он и сейчас приносит пользу железнодорожникам. Паровоз используется в качестве котельной - отапливает в зимнее
время подменный пункт, административное здание и медпункт. Этот паровоз сегодня загружен всего на 40 процентов. При необходимости
он может отапливать весь поселок, даже в 45-50-градусные морозы в домах будет тепло и уютно.
А отслужившие свое старички-паровозы становятся на постамент. На всеобщее обозрение на станции
Зуевка выставлен старинный паровоз под названием «Феликс Дзержинский». Подобный экспонат есть и на станции Балезино.