Светлана Шабалина – уже известный в Кирове художник – на фестивале современного искусства "SpasskayaOpenStreet" решила попробовать себя в новом жанре – перформансе. Гай Фокс, «Сталкер», противогаз и почти не кончающиеся открытки с абсолютно бесплатным счастьем: как все это уместилось в одной хрупкой женщине…
Вы – единственная на этом фестивале работаете в жанре перформанс. Почему вы выбрали именно его?
– Это маленький кусочек будущей выставки, которая будет посвящена поколению 90-х, то есть современной молодежи. В ее основу лягут рисунки людей, бывших тогда детьми. Кто-то их выбрасывает, а я их долгое время собирала. Выставка будет проходить в помещении, но перед этим хочется видеть ее на воздухе: например, в руинах, среди кирпичей. Сделав заявку на этот фестиваль, я хотела проверить, интересуется ли молодежь этой темой так же, как я. Денег мне не требовалось, все было заранее готово, поэтому я пошла.
Вы стоите в кожаном военном плаще, в противогазе, на вашем плакате маска Гая Фокса и «сталкерские» образы. В чем идея вашего перформанса?
– В современном мире среди молодежи (да и среди всех остальных) явно присутствуют апокалиптические настроения. Это видно в массовой культуре: по играм, например, по фильмам-катастрофам. Неустойчивость современной реальности очевидна. Я провожу параллель между нашим миром и миром, который описывал английский поэт Томас Элиот. У него есть поэма «Полые люди», которая была создана сто лет назад и где тоже изображена апокалиптическая картина мира – вымерли люди, пустыня и т.д. Наших детей, также как и людей, живших в период после первой мировой войны, называют потерянным поколением – в 90-е годы было вообще не до них, поэтому они растеряли всякие моральные ориентиры, у них нет уверенности в будущем. Мне просто попался эпиграф Элиота, который относится к маске Гая Фокса, очень популярной сейчас среди молодежи. Она же - маска анонимуса. Гай Фокс, напомню, пытался взорвать парламент в Великобритании. Его благополучно поймали. А он под пытками сдал всех. И теперь каждый год в Англии по традиции сжигают чучело Гая Фокса и просят при этом для него, как для бедного душой человека, разных подаяний. Он является символом террориста, который хотел испепелить государство, а для меня он - символ и сегодняшнего разрушения тоже. Проведя параллель между Гаем Фоксом и Россией, я нашла в нашей культуре подобные образы – из фильма «Сталкер» Тарковского. Поэтому в моем перформансе соединены российский и западный вариант одного и того же. Поколение сегодняшней молодежи, ощущая неуверенность в завтрашнем дне, находится в зоне отчуждения. Вообще сама эта идея не моя, а детей. Мне племянник как-то сказал: «Ну что ты, тетя, какую-то фигню рисуешь, хоть бы что-то нормальное нарисовала». Я спросила, что же в его понимании является нормальным. «Сталкер» - был мне ответ. Я и решила, что надо попробовать.
А фотокарточками «Счастье всем даром», которые вы всем раздаете, вы хотите устранить эту потерянность нашего поколения?
– Эта фраза, если помните, из Стругацких. И у Тарковского, и у Стругацких присутствует идея поиска. У первого – это комната исполнения желаний, у вторых – золотой шар. В итоге ищущие герои понимают, что основная идея всего сущего - «счастье для всех даром», потому что не может человек быть счастливым в одиночестве, пока рядом кто-то не счастлив. Этими карточками я стремлюсь сказать, что через апокалипсис идет возрождение. Не может быть все плохо, есть же свет в конце туннеля, пусть и туннель долго не кончается.
Готовящаяся выставка – это ваш первый проект?
– Нет, не первый. У меня был проект «Язык Эзопа» в прошлом году в «Галере Прогресса», раньше в других выставочных залах брали мои работы. Я больше художник. А вот перформансом занимаюсь первый раз.
Как, по-вашему, прошел первый в Кирове фестиваль современных искусств?
– Неплохо. Хотелось бы музыки побольше, света, людей. А то как-то тихо – будто все чего-то побаиваются. В целом же мне Киров нравится (я здесь не всегда жила), люди открыты. Все переживали, например, за то, что я стою босиком, что замерзну. При этом никто ничего не говорил по поводу того, что я в противогазе. Хочется, чтобы было больше и проектов-участников, а для этого надо давать больше времени для подготовки – месяца мало. Нужно как минимум полгода. Это у меня все было готово, я и пришла…
Какие еще идеи планируете реализовать в ближайшем будущем?
– Сначала вот это доделаю, а там видно будет. Хотелось бы, чтобы город вовлекался в такие проекты, чтобы был обоюдный интерес. Но для этого, конечно, нужны энтузиасты. Я пришла на работу, к примеру, а меня спрашивают: «Тебе заплатят?» Ну как объяснить людям, что дело не в этом. Уберите все, что относится к деньгам, и у вас в итоге останется одно искусство. И это никак не объяснить, это не математическая формула. Искусство должно затрагивать душу, давать эмоциональный толчок. Как можно объяснить, например, запах апельсина? Как бы люди жили, если бы вообще ничего кроме быта не было. Все-таки музыка и искусство – это основополагающие вещи в нашей жизни. Думаю, что такие проекты должны жить, развиваться. Все приходит с опытом – не ошибается тот, кто ничего не делает.
Записала Александра Васильева.