* * *
Учитель, как он может повлиять, кроме всего прочего, на вашу жизнь и судьбу? Понимать это начинаешь лишь на склоне лет. Встречаются Учителя, встреча с которыми долго освещает ваш жизненный путь, подобно яркому свету прожектора. Одного такого замечательного человека и Учителя я знал и хочу о нём рассказать.
Беляев Сергей Васильевич родился и жил на юге России, в Ростовской области. В 1946 году окончил школу и поступил в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет. Великая Отечественная война закончилась, Сергей был полон энергии и желания помочь стране преодолеть военную разруху. Учился он на отлично, был председателем студенческого профкома. Но на втором курсе в 1947 году был арестован и осужден по 58–10 статье (антисоветская пропаганда и агитация).
Была студенческая компания, один из студентов, написал и прочитал стихотворение «Кто он?» (О Сталине). Сергей Васильевич помнил его даже через 60 лет.
Кто он?
Самолюбивый, самовластный,
Тиран России и палач,
Агнец бесчестный, пес спесивый,
Любимец женщин, знающий их плач.
Иосифом зовут его, Иудой прозывают
Некоронованным царем в Кремле он восседает.
Если прочитать первые буквы каждой строчки, получится слово «Сталин». Кто-то, как в те времена часто водилось, донес, и вся компания была арестована.
Сергей Васильевич говорил, что во время следствия его не «прессовали», как других. Но сам факт ареста (а арестовали его в общежитии университета) был настоящим шоком. Как он говорил, он есть не мог. В итоге 5 лет лагерей по 58-й статье.
Такие жестокие были времена. Послушал стихотворение и не настучал – 5 лет лагерей. За убийство давали 8 лет, а за Есенина – 10 лет. Во время обыска спрашивали: «У вас есть сборник Есенина?»
И направили его с этапом в Вятлаг.А место это гиблое, сгинули в Вятлаге за время его существования десятки тысяч заключённых. Вот в такое страшное место направили Сергея Васильевича. Заключенных везли в Вятлаг в «Столыпинских» вагонах. Народ был самый «разношерстный» - и политические (58 статья), и уголовники, и грамотные интеллигенты, и безграмотные колхозники, и артисты и учителя - все слои нашего общества.
Вспоминает Татьяна Колчанова.
Мой отец, Демидов Сергей Иванович, фронтовик, орденоносец, несправедливо осуждённый по 58-й статье (реабилитирован), направлялся в Вятлаг в одном вагоне с Беляевым Сергеем Васильевичем. Он рассказывал мне:
Щуплый интеллигент, а это был Сергей Васильевич, попался в вагоне на глаза уголовникам и они стали играть в карты сначала на его одежду, а потом дошла очередь до очков. Вернее им приглянулась оправа. Из желтого металла они делали фиксы на зубы. Сергей Васильевич взмолился:
- «Ребята, вы что! Я же не могу без очков! Пожалуйста!... »
Но никакие просьбы не имели отклика у уголовников. «До того было жалко смотреть на него – маленький, щупленький, раздетый и без очков, какой-то потерянный» - вспоминал папа.И он не вытерпел. А человек папа был отчаянный! Храбрости не занимать! Войну прошел! Робости перед «урками» не испытывал! Да и был он немаленький - ростом под 2 метра! С детства водил дружбу и с картежниками, так что в карты умел играть, умел и блефовать и знал разные способы обмана. Вот он и подсел к этой компании и отыграл Сергея Васильевича! И его одежду и очки! А тот, почувствовав защиту, прицепился к отцу и не отходил от него, пока не приехали на место. Вот так Сергея Васильевича защитил и сохранил жизнь другой добропорядочный человек, тоже политический заключённый.
В Вятлаге Сергей Васильевич попал на 12-й лагерный пункт – бывшая станция Има. Повезло, что недолго был на общих работах – иначе бы не выжил. Назначили работать экономистом подсобного хозяйства. Вспоминал - «Всего насмотрелся. Было такое впечатление, что человеку как в детской игре сказали «Замри». И я замер».Большинство тех, кто прошел лагеря, даже после освобождения боялись сказать лишнее, держались замкнуто.
После освобождения Сергей Васильевич уехал их этих гиблых Вятлаговских краев на свою родину – в южные края. Но лагерное прошлое преследовало его. Вятлаг крепко держал его своими цепкими лапами. В Буденновске, где он остановился, его не брали на работу, куда бы он не обращался. Начальник одного из отделов кадров сказал ему: «Если бы ты был даже моим братом, я и то не смог бы тебе помочь».
Сергей Васильевич возвратился в Лесное, в Вятлаг, теперь уже добровольно, нигде больше для него места не находилось. Работал учителем в школе рабочей молодежи и заочно окончил Уральский государственный университет. На вопрос, были ли ограничения при приеме в университет, Сергей Васильевич ответил категорически: «Проректор Университета сказал мне: «Судить-то надо тех, кто вас судил». После окончания Университета долгие годы работал в Лесной средней школе учителем математики.
Вот об этих годах я попытаюсь немного рассказать. Прошло 55 лет с тех времён, но в памяти чётко и ярко сохранился образ моего любимого учителя математики, замечательного человека, Сергея Васильевича Беляева. Так уж случилось, что в силу трагических событий, прокатившихся по его жизни безжалостным катком, Сергей Васильевич оказался в одном их самых глухих мест России. Но для нас, многих из его учеников, яркий талант замечательного УЧИТЕЛЯ позволил вырваться из цепких лап Вятлага.
Невысокого роста, всегда аккуратно одет, поплавок на лацкане пиджака – тогда значок об окончании института было принято носить, галстук и неизменная мягкая улыбка – такой образ Сергея Васильевича запечатлелся в моей памяти. Он был страстно влюблён в свою работу, любил математику, любил и великолепно умел её преподавать своим ученикам. Он ровно относился и к отличникам и к середнячкам, но особенно ему нравилось передавать свои знания математики сильным ученикам. На них он не жалел своего времени и занимался после уроков дополнительно по программам, превышающим объём школьных знаний. Делал он это совершенно бесплатно и относился к таким занятиям очень серьёзно. Все желающие могли приходить на эти занятия, но приходили лишь те ребята и девчата, которых он сумел увлечь математикой, показать красоту этой, сухой казалось бы, науки. На его занятиях мы видели, как кружева формул выстраиваются красивым узором и в итоге легко и просто получается решение сложной задачи. В свой кружок в восьмом классе он и меня привлёк, и я ходил с удовольствием
Сергей Васильевич представлял собой настоящего русского интеллигента, что было необычно для сурового общества поселка Лесное. Залысины на темени выдавали большой ум. Не помню, чтобы он на кого-то голос повысил, в отношениях с нами, школьниками очень порядочный, уравновешенный и вежливый, добрый и отзывчивый человек. Любил аккуратность во всём. После работы с мелом на классной доске обязательно тряпочкой руки от мела вытирал. Его любили практически все ученики, он даже полностью неспособных умел приучать к логическому мышлению. Когда надо, умел и любил пошутить, ему было присуще тонкое чувство юмора. Это и привлекало к нему ребят и девчат. Я не помню, что бы Сергей Васильевич «силовыми методами», то есть, ставя двойки и приглашая родителей в школу, заставлял кого-либо учиться. Наоборот, когда на контрольных работах мы помогали решить задачи своим товарищам, кто попросит, он этому не препятствовал. Сергей Васильевич запомнился мне влюбленным в свою профессию умнейшим педагогом. О таких говорят - учитель от бога! Таких УЧИТЕЛЕЙ сейчас редко встретишь.
Благодаря своим человеческим качествам он нравился не только своим ученикам, но и многим ученикам классов, в которых он не преподавал. Для многих своих учеников он был и остался любимым Учителем. Благодаря любимому учителю многие ученики хорошо понимали математику, и это помогло им в жизни.
Как настоящий интеллигент и джентльмен Сергей Васильевич был очень внимателен и обходителен с нашим одноклассницами и другими своими ученицами. Выражался, обращаясь к ним, с пиететом, например – «Нелли, наша краснощекая Нелли, наша длиннокосая Нелли, наша красавица Нелли». Смотрел на девчонок он всегда из-под очков с хитринкой, улыбаясь, посмотрит и скажет что-нибудь приятное, и слегка им давал поблажки.
В шестидесятые годы, гораздо шире, чем сейчас, была распространена игра в шахматы. Сергей Васильевич обладал ещё одним достоинством, он хорошо играл в шахматы, стремился привлечь к ним молодёжь, вел шахматный кружок в школе.
И вот в эти годы я со своими товарищами - Валей Трониным и Сашей Давлюком были членами математического кружка Сергея Васильевича. Учился я тогда в 8Б классе, а в основном сильные ученики были в 8А классе. Так он настоял, чтобы после окончания 8 класса я перешёл в 9А, чтобы все члены кружка были в одном классе. Позанимавшись год в его кружке, мы легко справлялись сосложными задачами.
С высоты и опыта прожитых лет проанализировав свою жизнь, я понял, что Сергей Васильевич сыграл значительную роль в моей жизни. Я бы сказал, что не хорошая, а очень хорошая математическая подготовка в школе, которую я бы не смог получить в Лесном, если бы не классный математик и учитель Сергей Васильевич Беляев, помогла мне сразу после окончания школы поступить в престижный московский ВУЗ, два экзамена по математике зачли по пять баллов каждый. И это определило дальнейшую мою жизнь. Валя Тронин тоже с первого захода поступил в Бауманку, Саша Давлюкв Ленинградский политехнический.Следует учитывать также, что в нашем выпускном 1966 году выпускались одновременно десятые и одиннадцатые классы, конкурс в ВУЗы был заоблачный и экзаменационные требования завышенные.
И не только нам помог найти свою дорогу в жизни Сергей Васильевич. Многие выпускники Лесной средней школы №1, которые разъехались из Лесного по городам России, в США, Германию и другие страны, сохранили чувство благодарности и хорошие воспоминания о нем. Я связался с некоторыми из них и привожу их воспоминания о Сергее Васильевиче ниже.
Татьяна Анисимова (Сергеева), Москва – «Бесспорно, Беляев педагог от бога! Интеллигентный, тактичный и умнейший педагог, думающий педагог, он даже полностью неспособных умел приучать к мышлению. Сергей Васильевич был бы востребован везде. К сожалению, таких сейчас УЧИТЕЛЕЙ нет...»
Галина Сиднева (Григоричева), Киров. – «Сергей Васильевич был моим классным руководителем. У меня остались о нем только хорошие воспоминания. Он еще вел у нас факультатив по математике. Очень интеллигентный, всегда аккуратный, никогда голоса не повысит. Он даже ругаться-то не мог. Он всех своих учеников до сих пор помнит».
Юрий Павлов, Киров – «Сергей Васильевич великолепно преподавал в нашем классе математику, никогда не повышал голос ни на кого, да и повода не было, очень хорошо играл в шахматы и вел шахматный кружок».
Нелли Сухинина (Наркевич), Казань – «Сергей Васильевич Беляев мой любимый учитель. Мне кажется, и он меня любил, как ученицу.
Валерий Марасов, бывший военный лётчик, Моршанск, Тамбовской обл. – «Мне Сергей Васильевич вспоминается как человек влюбленный в свою профессию, очень порядочный, интеллигентный, уравновешенный и вежливый. С тонким чувством юмора. Он никогда не повышал голоса и ровно относился и к отличникам и к середнячкам».
Татьяна Эрдман (Беликова), Ростов-на-Дону – «Математике меня учил Сергей Васильевич. Навсегда запомнилось его крылатое выражение: "Глупо, тупо, необдуманно!" Благодаря ему математику я хорошо понимала».
Марина Баева (Шмидт), Берлин, Германия – «Сергея Васильевича помню очень хорошо, замечательный учитель и человек большой души».
Татьяна Сладкоштиева (Караваева), г. Евма, Республика Коми – «Сергей Васильевич один из тех преподавателей, которого я постоянно вспоминаю Помню, очень был расстроен, когда узнал, что я поступила в технический ВУЗ, он считал, что я должна быть педагогом-математиком. Очень сильный математик, душевный человек».
Людмила (Дегтярёва) Коршунова, Кирово-Чепецк - «Меня Сергей Васильевич не учил. Как учителя я его не знаю, но отзывы о нём просто ошеломляющие. Самый классный математик!!! Как человек-ЗОЛОТОЙ!!! Он, по крайней мере, этого заслуживает! Я его уважаю, Честно...»
Владимир Истомин, Нью-Йорк, США - «Сергей Васильевич, конечно, мне знаком. Я занимался у него при подготовке к поступлению в университет. Очень приятные воспоминания. Мягкий человек, отличный специалист и тонкий юмор».
Светлана Шилина,Насадкино, Московская обл. – «В 10 классе нам преподавал математику Сергей Васильевич Беляев, умнейший человек. Его метод преподавания был рассчитан на сильных учеников. Он создал факультатив, все желающие приходили после уроков, и он дополнительно с нами занимался совершенно бесплатно, и все старался, чтоб мы прониклись значимостью предмета. Я очень ему благодарна за это, потому что два раза я сдавала математику при поступлении в институт в Москве (письменно и устно) и получала высокие оценки, при том, что никаких репетиторов у нас не было. Да и, учась в институте, имела хорошую базу по математике, а в этом была большая заслуга Сергея Васильевича, тоже проблем не возникало. Он добый и неконфликтный человек. Вы же понимаете, что около 60-70 % учеников математику не понимали, да, в принципе, она им и не нужна была. Поэтому, когда на контрольных мы помогали решить задачи тем, кто попросит, он этому не препятствовал».
Тамара Евдокимова, Москва – «Пока учились в школе мои дети, я часто вспоминала наши школьные дни и наших учителей. Мои дети знали, что есть супер учитель по математике Сергей Васильевич. Я их даже познакомила в 2002 году. В моем сознании - это кристально чистый и скромный человек- УЧИТЕЛЬ. Сейчас это большая редкость».
Татьяна Колчанова (Демидова). Среднеуральск –«Благодаря Сергею Васильевичу нас, Лесновскую школу, знали во многих ВУЗах страны.Например, когда в 1970 году мои одноклассники поступали в Ленинградский политехнический институт, там так и сказали –«Вы из Беляевской школы? Знаем! Многие из вашей школы у нас учатся». Это подтвердили и другие выпускники, поступавшие в московские институты, в Ижевский политехнический, не говоря уж о Кировских институтах. Об этом говорили на встрече выпускников в 2002 году, когда Сергею Васильевичу отмечали 80 лет. Этот человек прославил не только школу, но и наш поселок!»
Вот таким помнят Сергея Васильевича многие его ученики, таким он сохранится в нашей памяти. А такая оценка, пожалуй, самое главное и ценное в нашей жизни. К сожалению Вятлаговская власть мало ценит таких людей. Его отметили лишь значком «Отличник народного просвещения». Сергей Васильевич, замечательный человек, не смотря на все трудности, свалившиеся на него, жил не для себя, а для своих учеников. Мы это помним, ценим и постараемся сохранить в памяти наших потомков.
Шапша В. 01.09.2016.
|