Архипелаги коммунизма - ВятЛАГ
Посетивший эти края еще в 1770 году русский путешественник капитан Рычков отмечал:"Пространство северной части Вятской страны удобно для обиталища не людям, но зверям, привыкшим жить среди ужасных болот и лесов, каковы суть там все места".
ВятЛАГ (Вятский исправительно-трудовой лагерь), Усольлаг
Количество лагерных пунктов (лагпунктов) и подкомандировок: от 12-ти в 1938 году - до 38-ми в конце 1950-х годов. Выделялся как один из лагерей НКВД с наиболее тяжелыми условиями труда и быта, особенно в 1942-1943 годах, что вело к повышенной смертности заключенных.
Всего за обозначенный период на специальный учет Вятского ИТЛ были поставлены почти 180.000 человек (по категориям: "осужденные","следственно-заключенные", "мобилизованные в трудовую армию и в рабочие колонны НКВД", "спецпереселенцы", "трудпоселенцы", "спецпоселенцы", "выселенцы", "ссыльнопоселенцы"). Не менее половины из них (90.000 человек) могут быть отнесены (в соответствии с действующим российским законодательством) к числу репрессированных по политическим мотивам.
Перманентная внутренняя война, развязанная на пространстве бывшего СССР его большевистско-сталинским руководством, могла затянуть в свою кровавую круговерть любого человека - вне зависимости от национальности, социального происхождения и положения, политической принадлежности и даже гражданского статуса. Безмерно широкая дорога в "мир голодных и рабов" - в бездонную гибельную прорву ГУЛАГа - не пустовала ни минуты. И одно из ответвлений этого скорбного пути вело к затерянным в кайских болотах, убогим барачно-палаточным застенкам Вятлага...
Среди вновь доставленных в лагерь - жители Латвии, репрессированные после вступления в нее советских войск и провозглашения Латвийской ССР: государственные служащие, сотрудники правоохранительных и силовых структур упраздненного режима, офицеры и младшие командиры латвийской армии, бывшие функционеры запрещенных политических партий и общественных организаций, члены семей всех перечисленных категорий и т.п - всего около 150 человек.
Продолжают прибывать в Вятлаг и лица, интернированные в предшествующее время (бывшие партийные, советско-административные и хозяйственные работники, военнослужащие Красной Армии и другие "лица латышской национальности"). Основные составы обвинений: "сотрудничество с международной буржуазией" (пункт 4 статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года), "шпионаж" (пункт 6 той же статьи), "участие в контрреволюционных организациях и партиях" (пункт 11), "борьба против революционного движения" (пункт 13).
В настоящее время заброшенные, трудно доступные (по причине бездорожья) прилагерные погосты заросли лесом, могильные холмики сравнялись с землей; определить точное место персональных захоронений и идентифицировать их сегодня практически невозможно...
Арестованных допрашивали чаще всего один раз, очных ставок не проводили, проверок не делали. Того, кто отказывался признать себя виновным, больше не допрашивали, просто расстреливали.
Дима Клейн
|