Родился Владимир Михайлович Кожемяко в 1955 году в поселке Лесное Кировской области. С детства знал, что будет только художником. Но путь к достижению мечты оказался долгим.
Чтобы была реальная почва под ногами, поступил в ПТУ г. Кирова учиться на электрогазосварщика. Одно время работал по специальности на электромашиностроительном заводе. Параллельно с этим занимался в
городских художественных студиях. В 1973 году был призван в армию, служил в войсках космической связи.
Демобилизовавшись, поступил на художественно-графический факультет Костромского педагогического института. Окончив вуз, распределился на Сахалин,
где три года проработал в общеобразовательной школе в селе Краснополье Углегорского района.
Переведясь в Анивскую художественную школу, с которой у него связано 10 лет жизни, был преподавателем, а после преобразования учреждения в Детскую школу искусств стал в ней
завучем. Позже он являлся депутатом Анивского районного собрания, председателем райкома профсоюза работников культуры, год работал на освобожденной основе заместителем председателя райсовета. В 1997 году
ему предложили возглавить детскую художественную школу в г. Южно-Сахалинске. Уже почти 15 лет он работает в ней директором.
КСТАТИ
За успехи в организации работы по дополнительному образованию детей и подростков Владимир Кожемяко награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» (2001г.).
Он имеет звание «Заслуженный работник культуры РФ» (2010 г.). Среди множества наград – юбилейная медаль в честь 125-летия г. Южно-Сахалинска, почетные грамоты, Благодарственное письмо губернатора
Сахалинской области. В 2008 году ему присвоено звание члена-корреспондента Международной академии общественных наук.
ИГРЫ С КРАСКАМИ
– С помощью листа, красок или карандаша мы с детства создаем для себя нарисованный мир. Но не для каждого этот волшебный мир становится профессией.
А как в вашу жизнь вошло искусство рисования?
– Вырос я в поселке лесников, где не было художественной школы, к тому же до 8-го класса в нашей общеобразовательной школе вообще отсутствовал положенный по штату учитель рисования. Тем не менее рисовать
всегда любил. Не для моих нынешних учеников будет сказано, но все мои тетради и даже книги были разрисованы мной. А в 3-м классе мы пришли на выставку работ, посвященную Великой Отечественной войне, которая
в виде переездной экспозиции была размещена в стенах нашей школы. Там увидел графическую работу, изображающую разрушенный город. Из множества картин почему-то именно она произвела на меня сильнейшее
впечатление. На полотне словно был вырван фрагмент военных лет, отображающий оборону Сталинграда. Все в нем было так натурально, как в кино, – разрушенные дома, дым от взорвавшихся снарядов, воины нашей
армии с автоматами наперевес идут в атаку… Я надолго застыл у этой работы. Меня мучил один вопрос – как художнику удалось все это нарисовать? Долго всматриваясь в полотно, вдруг сказал своей учительнице
– я тоже буду художником. В дальнейшем делал все, чтобы добиться желаемого. Это было непросто. Свои «художественные университеты» проходил в студиях живописи при домах культуры, в том числе и нашего завода,
где после ПТУ работал электрогазосварщиком. Тогда студийная форма обучения была весьма распространена. Занятия проводились в вечернее время после работы. В одном классе собиралась довольно разношерстная
публика – по возрасту, социальному составу и уровню подготовки. Желая постичь все и сразу, занимался в трех студиях – бегал из одной в другую. А вскоре мне и вовсе повезло – внимательно рассмотрев мои работы,
меня пригласили в студию для профессионалов при Кировском отделении Союза художников. Мне тогда не было еще и 18 лет. Конечно, уровень подготовки там был очень высоким. Тем не менее порядка шести раз поступал
в различные художественные училища в Кирове и Москве, и все безрезультатно. Конкурс в учебных заведениях нужного мне профиля был большой – 6–7 человек на место. В некоторых училищах меня уже запомнили.
Один из директоров, в очередной раз увидев меня среди абитуриентов, сказал: «Ты зря это делаешь, все равно я тебя не приму. Нам нужен сырой материал, а ты уже вполне сформировавшаяся личность, тебе нужно
поступать не в училище, а в институт живописи…» И я – электрогазосварщик 4-го разряда – поступил на рабфак художественно-графического факультета Костромского педагогического института.
А через полгода стал студентом этого вуза.
РУКОПОЖАТИЕ НА ОРБИТЕ
– Ваша армейская служба проходила в войсках космической связи на знаменитом Байконуре. Чем она запомнилась?
– Большой степенью дисциплины и ответственности. С помощью связи мы, молодые солдатики, вели прохождение спутников и космических кораблей по территории нашей страны. Нам посчастливилось работать по сопровождению
первого международного полета в космос космических кораблей «Союз» – «Аполлон», в котором участвовали российские и американские космонавты.
15 июля 1975 года в 15.20 мы видели, как наш корабль пошел на взлет, как произошел отрыв ступеней. Через 7,5 часа с мыса Канаверал поднялась ракета «Сатурн 1-Б» с кораблем «Аполлон»
и американскими астронавтами. 17 июня в 19 часов 12 минут по московскому времени над Атлантикой состоялась стыковка советского космического корабля «Союз-19» и американского корабля «Аполлон».
Впервые в истории космонавтики в совместном полете одновременно принимали участие исследователи космоса двух стран: советские космонавты – Алексей Леонов и Валерий Кубасов и
американские – Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон. Стыковку на околоземной орбите советского и американского космических кораблей пресса образно назвала «Рукопожатием на орбите». Впечатляющий эксперимент
впервые в мире был произведен на околоземной орбите высотой 225 км.
В рамках подготовки к этому историческому полету к нам в часть в составе государственной комиссии приезжал с проверкой космонавт № 2 – Герман Титов. У нас прошла встреча с ним. Несмотря
на свою мировую известность, он был довольно приветлив и прост в общении. Что касается службы на космодроме, то она была сложной, ведь находились мы в Казахстане, в совершенно иной климатической зоне, с непривычным
для нас рельефом местности, очень морозными зимами и жарким летом. Но это была отличная закалка духа и характера.
ИДЕАЛЬНАЯ ТОЧКА ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
– Соприкоснувшись с делами космическими, вам, вероятно, были не страшны любые расстояния и уж тем более переезд из Костромы на Сахалин?
– Вот уж действительно так. После окончания института на распределении у нас было два предложения – ехать в Мурманск или на Сахалин. Как один из лучших выпускников, я находился в первой десятке, поэтому у меня была
возможность устроиться поближе к дому, но я этим не воспользовался. Мне хотелось отправиться в дальние края. В этом плане Сахалин был идеальной точкой. К тому времени у меня уже была семья, подрастал ребенок,
поэтому сделал запрос в областное управление образования и попросил вызов в город, где наряду с преподавательской работой будут предоставлены квартира и место в детском саду. Прилетев в край туманов и дождей,
как мне островную область рисовали те, кто был против нашего отъезда на Сахалин, мы на самом деле попали в край экзотики и удивительных красот.
В облоно меня спросили: что вам нужно больше – деньги или жилье? Говорят – если нужны деньги, то надо ехать на север, но не дадут квартиру. Там второй секретарь райкома партии уже
несколько месяцев в вагончике живет. А если в большей степени нужно жилье, то поезжайте в такой-то город (не помню, как он назывался). Однако мне было нужно и то и другое, поэтому еще недели две подыскивали варианты.
В конечном итоге выбрал Углегорск, который у меня был на слуху, поскольку там жили друзья моей однокурсницы и название этого города как-то упоминалось в разговоре. Но работать пришлось не в самом городе, а в селе
Краснополье. Там сразу решился вопрос и с жильем, и с работой. Нагрузка была приличная. В общеобразовательной школе работал учителем рисования, черчения и трудового обучения, даже учил сельских ребят вождению на
тракторе. Все складывалось хорошо. Но мне была ближе система обучения детей в «художке», поэтому, отработав три года, положенных по распределению, перевелся преподавателем в Анивскую художественную школу. Вскоре она
была преобразована в Детскую школу искусств, я стал там завучем. Прошло 10 лет, а в 1997 году мне предложили возглавить художественную школу в Южно-Сахалинске. Для меня это был серьезный шаг в новое, поскольку это
базовое образовательное учреждение в области с большой историей, ему более 40 лет.
– Сильно ли отличалась южно-сахалинская детская художественная школа тех лет, когда вы начинали в ней работать, от нынешней?
– Тут даже сравнивать нельзя. Это две самостоятельные страницы в истории учебного заведения. Когда я впервые пришел во вверенное мне учреждение, меня охватила оторопь. Художественная школа в то время находилась не
здесь, а занимала несколько комнат в здании… комиссионного магазина на улице Крюкова. Посмотрел на техническое состояние помещений – все дышало на ладан, в коридоре стена была на просвет, в щели можно было палец
засунуть, штукатурка местами отвалилась… Одна из комнат была одновременно и кабинетом директора, и учительской, и помещением для всего персонала. Остальные три предназначались для занятий. Обучалось тогда в
художественной школе всего 64 человека. Почти столько же мы выпустили в 2012 году! А учится в данное время у нас – 560 ребят.
В старых апартаментах сразу пришлось засучить рукава и заниматься полукапитальным ремонтом. В конце концов наши помещения стали светлыми и пригодными для занятий на последующие пять лет.
Все это время мы готовили почву для расширения школы. Наконец нам нашли подходящее строение, которое пришло в запустение. Было решено реанимировать потерявшую вид постройку. Тут пришлось начинать с глобальной
реконструкции – менять планировку и расположение комнат, делать сквозные коридоры. С помощью городских и областных властей, а также родителей наших воспитанников нам удалось сделать все в кратчайший срок. Причем, чтобы
выявлять неудобства и сразу их устранять, ремонтные работы велись параллельно с учебным процессом. Укрепляли мы и материальную базу, завозили необходимую в обучении детей новейшую технику – сушильные шкафы, гипсовые
модели, печи для обжига глиняных изделий большого формата. Работы велись года три, но, как видите, получили нужный результат – все в здании сверкает чистотой и красотой. А без красоты нам нельзя, ведь мы формируем у детей
эстетический вкус и чувство прекрасного. Когда к нам приезжали директора других детских художественных школ, министр культуры из Хабаровска, гости из ближнего и дальнего зарубежья, – все непременно отмечали, в каких
замечательных условиях учатся наши дети, и говорили, что это лучшая художественная школа на Дальнем Востоке. У нас бывают делегации из Японии, Китая, Республики Кореи, так они, посмотрев на наши учебные классы,
говорят – «экселент», т. е. превосходно!
В РИСУНОК ВКЛАДЫВАЯ ДУШУ
– В преподавании вы стараетесь растить Малевичей и Матиссов или просто даете школу живописи?
– Для нас, конечно, важно не растерять детскую непосредственность в рисовании. Творческое начало ребенка мы приветствуем. Давая задание, я сразу предупреждаю – ребята, ни в коем случае не вспоминайте, кто и как это делал
до вас. Ищите свое видение, свое художественное решение. Но и сами учебные задания не должны гасить творческую индивидуальность малыша. Наоборот, они должны активизировать творческий процесс.
Однако не менее важна для нас академическая школа рисования.
И нам приятна творческая отдача воспитанников. Только в 2011/12 учебном году 880 работ наших воспитанников принимали участие во многих международных, всероссийских, региональных, городских
конкурсах и выставках. Более 40 из них стали лауреатами и даже подняли школу на международный уровень. Недавно наши ребята получили одну золотую и две серебряные медали на международной выставке в Китае в городе Тайпей,
где принимали участие учащиеся только художественных школ. В мае этого года в Москве во Всероссийском конкурсе по академическому рисунку и живописи участвовали учащиеся ДХШ из 50 регионов, но Гран-при взяла наша Алина
Клитина. В 2010 году она получила золотую медаль на девятых Дельфийских играх России в г. Мытищи Московской области, а также бронзовую медаль на шестых открытых Дельфийских играх стран СНГ (г. Ереван, 2010 г.). Для нас
это очень значимые награды, поскольку такие конкурсы для ребят – своего рода олимпийские игры в области искусства.
Для многих наших учащихся увлечение живописью переходит в будущую профессию. За последние годы 20 выпускников нашей школы продолжили образование в высших учебных заведениях России – в Москве,
Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Новосибирске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Хабаровске и других центральных городах. 11 – учатся и получили образование в средних учебных заведениях. Многие из них являются
студентами Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Санкт-Петербургской художественно-промышленной и Новосибирской государственной архитектурно-художественной академий.
И каждый нашел свое направление в творчестве.
– Скажите, а каковы ваши пристрастия как художника?
– Пейзажная живопись. Мои творческие и научные интересы – мастера эпохи Возрождения.
– Ваши кумиры в профессии?
– Михаил Врубель и его творчество.
– Самое важное качество, которое вы в первую очередь стремитесь воспитать у своих учеников?
– Трудолюбие. Без него художнику нельзя.
– Насколько я знаю, вы, как педагог, в этом году стали победителем регионального конкурса методических разработок. Что это была за работа?
– Мое учебно-методическое пособие называлось – «Аналитический подход как основа формирования навыков работы над станковой композицией у учащихся детской художественной школы». Название хоть и мудреное, но, по сути, это
обобщение моего педагогического опыта за много лет. Как бывший заведующий методическим объединением преподавателей изобразительного искусства г. Южно-Сахалинска, понимаю важность и необходимость таких разработок. За эту
работу я стал победителем VII областного конкурса «Лучший преподаватель художественного образования–2012» в номинации «Научно-методическое творчество». Затем мое пособие отправили в Москву на всероссийский этап конкурса.
И вот недавно сообщили, что я и там стал победителем. В ноябре предстоит ехать за наградой.
Победы – это, конечно, хорошо, но я всегда говорю, что при всех самых новейших методиках
самое главное для педагога – это любовь к детям.
БЛИЦ-ОПРОС
– Ваши увлечения?
– Путешествия, так как это всегда познание нового. Люблю рыбалку. В детстве, поскольку в стране был дефицит искусствоведческой литературы и альбомов с живописью,
собирал вырезки из журнала «Огонек» – цветные репродукции картин и мировые шедевры изобразительного искусства. В институте занимался плаванием. Люблю классическую музыку – Вивальди, Рахманинова, особенно звучащую «живьем»
на концерте. Она будит воображение. Кстати, иногда мы ставим записи такой музыки на занятиях для ребят.
– Что приемлете в людях, а что категорически не воспринимаете?
– Не люблю ложь, лицемерие, жадность и хамство. Нравятся в людях честность, работоспособность и ответственность: сказал – сделал.
– Верите в гороскопы? Кто вы по знаку зодиака?
– У меня сильный знак – Скорпион. Что удивительно, у нас в школе процентов 30 преподавателей тоже такого же знака. И ничего –
у нас полное взаимопонимание. Мы на одной творческой волне. Что касается гороскопов, то есть такой грех – иногда заглядываю в них, все-таки хочется знать, что было и что будет.
– Как и где любите отдыхать?
– Где угодно, лишь бы были море и солнце.
– Любимое время года?
– Лето.
Что для вас значит семья?
– Это все. Я рад, что она у меня сложилась так, как хотел, – жена, двое сыновей, маленький внук.
Что для вас значит любовь?
– Кто-то сказал – у человека должна быть одна любимая женщина и одно любимое дело. У меня все это есть, так что с любовью мне повезло.
Что для вас значит счастье?
– Когда ты в ладу с миром, самим собой и окружающими.
Ваши мечты. О чем они?
– Чтобы были здоровы и счастливы мои родные. А как директор художественной школы мечтаю о расширении наших учебных помещений. Мы выросли из старого здания,
поэтому очень хочется, чтобы со временем появилась у нас пристройка к корпусу. И, конечно, надеюсь, что наши учащиеся возьмут новые творческие высоты в конкурсах разного ранга.
Автор: Татьяна Егорова