. Верхнекамье. Пятая поездка. - Пишут пользователи - Все о Вятлаге - ВятЛаг

16+
     Народный архив
           ВятЛаг

        

Мини профиль
Гость





Четверг, 26.06.2025

Категории раздела

Наши именинники

Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Погода в Лесном

Друзья сайта
Верхнекамье     Родная Вятка


Одноклассники     ВКонтакте





Мы будем рады
обменяться ссылками


Наша кнопка






Верхнекамье. Пятая поездка.
03.11.2013, 17:35

Автор: Сергей Болашенко

 

 

Очередная поездка в Верхнекамье

 

 

Цель поездки:

1. добраться до заброшенной колонии Нырмыч-4 на Созимской узкоколейной железной дороге. Скоро линию на Нырмыч-4 могут разобрать.

2. Забрать номера газеты «Моё Верхнекамье» с многочисленными публикациями.

3. Зафиксировать негативные изменения в регионе «Вятлага».

 

Расстояния:

  • Москва — Киров через Нижний Новгород 898 км.

  • Киров — Нижний Новгород 456 км.

  • Киров — Верхнекамская 351 км.

Поезд Киров — Верхнекамская состоял из двух вагонов. В лучшие времена было до 15 вагонов! Двухвагонный поезд на огромное расстояние — явно «не жилец».

Первый вагон — плацкартный, платный для всех — 115 рублей вдобавок к обычной стоимости билета. Второй вагон — сидячий, мне бесплатен. Заполненность слабая. До Яра всего 3 остановки: Просница, Зуевка, Фалёнки.

Я понимаю, что двухвагонный поезд на такое расстояние, к сожалению, гонять невозможно. Лучше всего было бы открыть движение РА1 или РА2 от Яра до Верхнекамской, согласованное с электропоездом Киров — Яр. Да, это менее удобно — но лучше, чем полная или почти полная отмена движения, которая уже анонсирована!

«Секретная» (по мнению сотрудников ФСИН) схема узкоколейной железной дороги,

скопированная в 2008 году.

 

В Кирсе поезд в 03:07. Иду в центр города, сплю.

Здесь, в Верхнекамском районе, я в пятый раз. Предыдущие поездки:
сентябрь 1997 года ( http://n05.narod.ru/vv1998.html ),
май 2008 года, октябрь 2009 года,
сентябрь-октябрь 2011 года ( http://n05.narod.ru/poezdka2011viatlag.html ).

Около 9 часов — в редакцию газеты «Прикамская Новь». Журналист газеты «Прикамская Новь» Наталья Хитрова знала о моей деятельности. Я почему-то думал, что статьи моего авторства опубликованы в этой газете. Оказалось — в конкурирующем издании «Моё Верхнекамье» ( http://vk.com/myvkam ), с которым поддерживается связь.

Наталья Хитрова — автор многих краеведческих публикаций о Верхнекамском районе. Проживает в посёлке Рудничный, каждый день ездит на работу в Кирс, почти за 40 километров. Патриот родного района, не собирается отсюда уезжать. Хотя это трудная для жизни местность. Это почти крайний Север, 6 месяцев в году — беспросветная зима.

В газете я нашёл информацию о местном авиамаршруте Кирс — Камский, который появился в 2013 году. Маршрут сезонный, нерегулярный. Обслуживается самолётом АН-2. http://prikamka.ru/?p=860 — в Сети.

Местной авиации в Кировской области не было минимум 15 лет. Если рейсы будут и в следующем году — постараюсь воспользоваться.

В Камском, конечном пункте авиамаршрута, была узкоколейная железная дорога. Она разобрана, но обследовать надо. Я всегда совмещаю перелёты с исследованием железных дорог.

Дмитрий Гусаков помог мне уехать из Кирса в Созим. Он знал, что сегодня в городе находится глава администрации посёлка Созим Елена Косторная. Отмечу, что у администрации Созима есть официальный сайт: http://sozimskoe.ru

Работни газеты позвонил Е. Косторной, попросил довезти меня до Созима. В назначенное время прихожу к зданию районной администрации.

В легковой машине, кроме меня, было трое: Е. Косторная, ведущий специалист администрации Галина Николаевна Наговицына, и водитель (имя не узнал).

Дорога в плохом состоянии. Едем медленно, часто останавливаемся. Г.Н. Наговицына фотографировала особо глубокие ямы, которые много раз попадались на дороге. Эти фотографии будут отправлены в некие вышестоящие органы. Таким образом пытаются добиться ремонта.

Я решил найти в Созиме Михаила Закирова — владельца дрезины, который около месяца назад возил по узкоколейной железной дороге любителей железных дорог из Кирса ( http://denlog.trainzup.com/?p=3853 ). Лучше это делать утром. Ночую в заброшенном сарае.

Нахожу квартиру Михаила Закирова — одну из четырёх в одноэтажном бараке. Он был дома, отнёсся к моей деятельности хорошо. Но решил не ехать в лес, пригласил для поездки своего знакомого, по имени Павел. Поехали на дрезине, принадлежащей М. Закирову. Погода была ужасной, практически непрерывный дождь.

 

Главная станция в Созиме.

 

Мост через реку Нырмыч.

 

Тепловоз ТУ6А ведёт грузовой поезд.

 

Разъезд у бывшего посёлка.

 

Автор в охотничьей избе

 

Расстояние от депо в Созиме до крайней точки рельсового пути у Нырмыча-4 составляет 29,6 км (маршрут).

Ранее протяжённость одной только магистрали узкоколейной железной дороги составляла свыше 70 км. История: http://sbchf.narod.ru/15/sozim.html

На 17-м километре оставлен сцеп. Стоило немалых усилий протащить дрезину «в обнос».

 

На 17-м километре

 

Охотничья изба

Охотничья изба на станции Подгорная. Жизненно необходимое укрытие от дождя, мороза, насекомых. Является общественной, поддерживается в хорошем состоянии силами разных жителей Созима. Это типично для лесных регионов России.

Осматриваю вместе с Павлом заброшенный лагерный посёлок Нырмыч-4 и исправительную колонию.

 

Заброшенный штаб колонии Нырмыч-4.

 

 

Заброшенная колония Нырмыч-4.

 

Нырмыч-4. Обжещитие (жилой барак) .

Нырмыч-4. Обжещитие. Главный вход.

 

Нырмыч-4. Вид со второго этажа общежития.

 

Нырмыч-4. Обжещитие.

 

Нырмыч-4. Обжещитие.

 

Нырмыч-4. Карантин.

 

В заброшенной колонии забираю небольшой «хабар».

 

Табличка на развалинах старого депо.

 

На развалинах старого депо в Нырмыче-4 была найдена металлическая табличка.Когда-то она находилась на центральном депо в Созиме. С 1960-х годов до 1982 года здесь не было колонии, узкоколейная железная дорога принадлежала «вольному» Созимскому леспромхозу.

Табличка на развалинах старого депо в Нырмыче-4. В Нырмыче-4 есть ещё и новое депо, сохранившееся чуть лучше.

Скорее всего, табличка сделана в начале 1960-х годов. Я считаю её главной найденной здесь ценностью. Её бы — в музей, а не в металлолом…

В обратный путь. У 17-го километра снова «обнос» сцепа. Затем пропускаем грузовой состав, следующий под загрузку лесом. Немного беседую с заключёнными — машинистом и работниками, едущими в лес. Фотоаппарат, купленный немногим больше года назад, пришёл почти в полную негодность. Машинист был готов немного подождать, чтобы я сделал фотографии, но я так и не смог вернуть работоспособность фотоаппарату на 17-м километре.

Павлу я заплатил 1000 рублей. Для меня это разорительная сумма, но он её заслужил. В этот день ему пришлось немало намучиться с обносами дрезины, неоднократными разворотами и поездкой под дождём.

 

Созим, депо. ТУ6П-0003.

 

Созим, депо. ТУ6П-0003, который здесь называют «автобус». Доставлен в 2005 году из Усть-Ваеньги.

В темноте иду по непролазной грязи к перекрёстку в центре посёлка Созим. Оттуда после 18 часов идёт рейсовый «ПАЗик» маршрута Лесной — Кирс. Мне нужно добраться до поворота на Верхнекамскую. Это 40 километров (без учёта короткого заезда в село Лойно). Но проезд 40 километров стоит… 97 рублей!!!

До 2010 года здесь курсировала пассажирская дрезина Гайно-Кайской железной дороги. Расстояние по разбитому асфальту 40 километров, а по железной дороге — 20 километров! В пути на дрезине — 30 минут, на позорном «ПАЗике» — полтора часа! Но движение дрезины отменено.

Бегом — от тёмного поворота до станции Верхнекамская. В темноте обхожу лужи глубиной по колено. Прибегаю к поезду Верхнекамская — Киров за 7 минут до отправления. Беру билет. К сожалению, сейчас здесь посадка — 3-5 пассажиров в сутки. Раньше было почти в сто раз больше.

Как и при отправлении из Кирова, поезд двухвагонный. Однако на этот раз оба вагона — плацкартные. Первый — с обязательной платой 115 рублей, предусмотрено бельё. Второй — считается общим.

До Кирова — в лежачем положении на верхней полке. Но в вагоне всю ночь ходят, разговаривают. По станции Яр — тотальная проверка билетов. Такие условия — не для меня. На холоде, но в спокойствии спать лучше, чем в плацкартном вагоне.

При отправлении из Верхнекамской в поезде, кроме меня, было один или два пассажира. Пустой вагон — самый комфортный. Но в этот момент я был переполнен чувством обозлённости и досады из-за жителей, переставших пользоваться поездом. Хотя поезд пока ещё курсирует здесь дважды в сутки — утром до Яра, вечером до Кирова.

Я сажусь в вагон — и читаю, не теряю время. Они же, с наступлением «эпохи поклонения автомобилю», считают нужным бездарно убивать своё время и здоровье на разбитом асфальте. Пассажиропоток снизился в десятки раз. К сожалению, отмена поезда — лишь вопрос времени.

Южнее Кирса пассажиров становится больше. Но всё равно недостаточно.

Примечательно также, что 10 процентов россиян (это огромное число!) имеют инвалидность, а значит — неограниченный бесплатный проезд в пригородных поездах. Казалось бы: надо пользоваться этим благом, одной из немногих «благодетелей», которую сохранило государство. Но — не пользуются! Если бы активно пользовались — было бы много пассажиров, не возил бы поезд воздух. Население провинциальной России безвылазно сидит по домам, что является очень нехорошим признаком.

Выезд со станции Верхнекамская в Киров в 20:18. На следующий день в 20:30 я оказываюсь во Владимире, преодолев на пригородных поездах 1058 км за сутки. Едва ли сейчас где-то проехать больше.

Опубликовано

Категория: Пишут пользователи | Добавил: АЛЕКС
Просмотров: 21980 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/3


Посоветовать материал
в соц. сети



Всего комментариев: 6
avatar
0
1 FIKSAG • 22:03, 03.11.2013 [Материал]
Молодец  Сергей  Болашенко......не  успел  просмотреть  видеоролик  Дениса  со многими  фотками  как  сразу  приехал , чтобы  повторить наш  путь  на  пионерке...спасибо  Сергей -отличный  материал  , хороший сказ - спасибо  отлично
avatar
0
2 САН • 23:32, 09.11.2013 [Материал]
А я, почему-то, представлял Сергея старше. Молодец! Можно соглашаться или нет с его выводами,
но надо отдать должное - человек одержим идеей и планомерно воплощает ее в жизнь.
avatar
0
3 FIKSAG • 10:40, 10.11.2013 [Материал]
Все правильно  CAH......плохо  одно -  он  одиночка  ,никогда  не при каких  условиях  он  не  возьмет  напарников  в свои  поездки  ( почему?  он писал  об этом  ранее)-возможно  он прав,но так или  иначе  его  наследие -объемные  труды -останутся  потомкам-а Сергея  можно  хвалить и приветствовать
avatar
0
4 yhhhhh • 20:19, 16.11.2013 [Материал]
Здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4590663
выложены все фотографии из поездки  в Кирс и Созим. 

Вместе с фотографиями из совершенно другой поездки http://n05.narod.ru/poezdka2013bkp.html .
avatar
0
5 yhhhhh • 22:29, 20.11.2013 [Материал]
Публикация в газете «Прикамская Новь» http://n05.narod.ru/pn2013.html
avatar
0
6 FIKSAG • 12:42, 21.11.2013 [Материал]
Спасибо raily.......у него  есть  своя  ветка  на  кирссити ....там  я  и прокомментировал  публикацию его поездки в районной  газете  ....хочется  еще раз  поблагодарить непоседу и волка  одиночку и пожелать ему  дальнейших  изысканий  и публикаций  в сфере  ж/д
avatar
Статистика сайта

Всего пользователей: 1091



У нас новый участник!

hbbengsdla



Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0




Сегодня сайт посетили
schniffer

RuTube "ВятЛаг"

Свежие записи
Кайский край глазами врач...
Комсомольская стройка
Лесной - столица Вятлага
Вышиванка
Ссылка

Новое на форуме

Новые комментарии

Выложил 9 фото. Сейчас статус- материал неактивен. Написал в поддержку запрос, наверное на модерации. С Наступающим!

Добрый вечер всем. Я был в Чабисе с 1967 по 1970 год. Мама со мной приехала к отчиму, который отбывал наказание. Очень мало фото о Чабисе, постараюсь найти и опубликовать. Всем добра!

Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом!

Авантюризм Хрущева на Верхнекамской земле

А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами.
А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.

Новые фото

Новые видео

Праздники сегодня
Праздники сегодня







ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ И АДМИНИСТРАТОРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ COOKIES
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПРАВИЛА ФОРУМА
   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru   
-->