1. добраться до заброшенной колонии Нырмыч-4 на Созимской узкоколейной железной дороге. Скоро линию на Нырмыч-4 могут разобрать.
2. Забрать номера газеты «Моё Верхнекамье» с многочисленными публикациями.
3. Зафиксировать негативные изменения в регионе «Вятлага».
Расстояния:
Москва — Киров через Нижний Новгород 898 км.
Киров — Нижний Новгород 456 км.
Киров — Верхнекамская 351 км.
Поезд Киров — Верхнекамская состоял из двух вагонов. В лучшие времена было до 15 вагонов! Двухвагонный поезд на огромное расстояние — явно «не жилец».
Первый вагон — плацкартный, платный для всех — 115 рублей вдобавок к обычной стоимости билета. Второй вагон — сидячий, мне бесплатен. Заполненность слабая. До Яра всего 3 остановки: Просница, Зуевка, Фалёнки.
Я понимаю, что двухвагонный поезд на такое расстояние, к сожалению, гонять невозможно. Лучше всего было бы открыть движение РА1 или РА2 от Яра до Верхнекамской, согласованное с электропоездом Киров — Яр. Да, это менее удобно — но лучше, чем полная или почти полная отмена движения, которая уже анонсирована!
«Секретная» (по мнению сотрудников ФСИН) схема узкоколейной железной дороги,
Около 9 часов — в редакцию газеты «Прикамская Новь». Журналист газеты «Прикамская Новь» Наталья Хитрова знала о моей деятельности. Я почему-то думал, что статьи моего авторства опубликованы в этой газете. Оказалось — в конкурирующем издании «Моё Верхнекамье» ( http://vk.com/myvkam ), с которым поддерживается связь.
Наталья Хитрова — автор многих краеведческих публикаций о Верхнекамском районе. Проживает в посёлке Рудничный, каждый день ездит на работу в Кирс, почти за 40 километров. Патриот родного района, не собирается отсюда уезжать. Хотя это трудная для жизни местность. Это почти крайний Север, 6 месяцев в году — беспросветная зима.
В газете я нашёл информацию о местном авиамаршруте Кирс — Камский, который появился в 2013 году. Маршрут сезонный, нерегулярный. Обслуживается самолётом АН-2. http://prikamka.ru/?p=860 — в Сети.
Местной авиации в Кировской области не было минимум 15 лет. Если рейсы будут и в следующем году — постараюсь воспользоваться.
В Камском, конечном пункте авиамаршрута, была узкоколейная железная дорога. Она разобрана, но обследовать надо. Я всегда совмещаю перелёты с исследованием железных дорог.
Дмитрий Гусаков помог мне уехать из Кирса в Созим. Он знал, что сегодня в городе находится глава администрации посёлка Созим Елена Косторная. Отмечу, что у администрации Созима есть официальный сайт: http://sozimskoe.ru
Работни газеты позвонил Е. Косторной, попросил довезти меня до Созима. В назначенное время прихожу к зданию районной администрации.
В легковой машине, кроме меня, было трое: Е. Косторная, ведущий специалист администрации Галина Николаевна Наговицына, и водитель (имя не узнал).
Дорога в плохом состоянии. Едем медленно, часто останавливаемся. Г.Н. Наговицына фотографировала особо глубокие ямы, которые много раз попадались на дороге. Эти фотографии будут отправлены в некие вышестоящие органы. Таким образом пытаются добиться ремонта.
Я решил найти в Созиме Михаила Закирова — владельца дрезины, который около месяца назад возил по узкоколейной железной дороге любителей железных дорог из Кирса ( http://denlog.trainzup.com/?p=3853 ). Лучше это делать утром. Ночую в заброшенном сарае.
Нахожу квартиру Михаила Закирова — одну из четырёх в одноэтажном бараке. Он был дома, отнёсся к моей деятельности хорошо. Но решил не ехать в лес, пригласил для поездки своего знакомого, по имени Павел. Поехали на дрезине, принадлежащей М. Закирову. Погода была ужасной, практически непрерывный дождь.
Главная станция в Созиме.
Мост через реку Нырмыч.
Тепловоз ТУ6А ведёт грузовой поезд.
Разъезд у бывшего посёлка.
Автор в охотничьей избе
Расстояние от депо в Созиме до крайней точки рельсового пути у Нырмыча-4 составляет 29,6 км (маршрут).
Ранее протяжённость одной только магистрали узкоколейной железной дороги составляла свыше 70 км. История: http://sbchf.narod.ru/15/sozim.html
На 17-м километре оставлен сцеп. Стоило немалых усилий протащить дрезину «в обнос».
На 17-м километре
Охотничья изба
Охотничья изба на станции Подгорная. Жизненно необходимое укрытие от дождя, мороза, насекомых. Является общественной, поддерживается в хорошем состоянии силами разных жителей Созима. Это типично для лесных регионов России.
Осматриваю вместе с Павлом заброшенный лагерный посёлок Нырмыч-4 и исправительную колонию.
Заброшенный штаб колонии Нырмыч-4.
Заброшенная колония Нырмыч-4.
Нырмыч-4. Обжещитие (жилой барак) .
Нырмыч-4. Обжещитие. Главный вход.
Нырмыч-4. Вид со второго этажа общежития.
Нырмыч-4. Обжещитие.
Нырмыч-4. Обжещитие.
Нырмыч-4. Карантин.
В заброшенной колонии забираю небольшой «хабар».
Табличка на развалинах старого депо.
На развалинах старого депо в Нырмыче-4 была найдена металлическая табличка.Когда-то она находилась на центральном депо в Созиме. С 1960-х годов до 1982 года здесь не было колонии, узкоколейная железная дорога принадлежала «вольному» Созимскому леспромхозу.
Табличка на развалинах старого депо в Нырмыче-4. В Нырмыче-4 есть ещё и новое депо, сохранившееся чуть лучше.
Скорее всего, табличка сделана в начале 1960-х годов. Я считаю её главной найденной здесь ценностью. Её бы — в музей, а не в металлолом…
В обратный путь. У 17-го километра снова «обнос» сцепа. Затем пропускаем грузовой состав, следующий под загрузку лесом. Немного беседую с заключёнными — машинистом и работниками, едущими в лес. Фотоаппарат, купленный немногим больше года назад, пришёл почти в полную негодность. Машинист был готов немного подождать, чтобы я сделал фотографии, но я так и не смог вернуть работоспособность фотоаппарату на 17-м километре.
Павлу я заплатил 1000 рублей. Для меня это разорительная сумма, но он её заслужил. В этот день ему пришлось немало намучиться с обносами дрезины, неоднократными разворотами и поездкой под дождём.
Созим, депо. ТУ6П-0003.
Созим, депо. ТУ6П-0003, который здесь называют «автобус». Доставлен в 2005 году из Усть-Ваеньги.
В темноте иду по непролазной грязи к перекрёстку в центре посёлка Созим. Оттуда после 18 часов идёт рейсовый «ПАЗик» маршрута Лесной — Кирс. Мне нужно добраться до поворота на Верхнекамскую. Это 40 километров (без учёта короткого заезда в село Лойно). Но проезд 40 километров стоит… 97 рублей!!!
До 2010 года здесь курсировала пассажирская дрезина Гайно-Кайской железной дороги. Расстояние по разбитому асфальту 40 километров, а по железной дороге — 20 километров! В пути на дрезине — 30 минут, на позорном «ПАЗике» — полтора часа! Но движение дрезины отменено.
Бегом — от тёмного поворота до станции Верхнекамская. В темноте обхожу лужи глубиной по колено. Прибегаю к поезду Верхнекамская — Киров за 7 минут до отправления. Беру билет. К сожалению, сейчас здесь посадка — 3-5 пассажиров в сутки. Раньше было почти в сто раз больше.
Как и при отправлении из Кирова, поезд двухвагонный. Однако на этот раз оба вагона — плацкартные. Первый — с обязательной платой 115 рублей, предусмотрено бельё. Второй — считается общим.
До Кирова — в лежачем положении на верхней полке. Но в вагоне всю ночь ходят, разговаривают. По станции Яр — тотальная проверка билетов. Такие условия — не для меня. На холоде, но в спокойствии спать лучше, чем в плацкартном вагоне.
При отправлении из Верхнекамской в поезде, кроме меня, было один или два пассажира. Пустой вагон — самый комфортный. Но в этот момент я был переполнен чувством обозлённости и досады из-за жителей, переставших пользоваться поездом. Хотя поезд пока ещё курсирует здесь дважды в сутки — утром до Яра, вечером до Кирова.
Я сажусь в вагон — и читаю, не теряю время. Они же, с наступлением «эпохи поклонения автомобилю», считают нужным бездарно убивать своё время и здоровье на разбитом асфальте. Пассажиропоток снизился в десятки раз. К сожалению, отмена поезда — лишь вопрос времени.
Южнее Кирса пассажиров становится больше. Но всё равно недостаточно.
Примечательно также, что 10 процентов россиян (это огромное число!) имеют инвалидность, а значит — неограниченный бесплатный проезд в пригородных поездах. Казалось бы: надо пользоваться этим благом, одной из немногих «благодетелей», которую сохранило государство. Но — не пользуются! Если бы активно пользовались — было бы много пассажиров, не возил бы поезд воздух. Население провинциальной России безвылазно сидит по домам, что является очень нехорошим признаком.
Выезд со станции Верхнекамская в Киров в 20:18. На следующий день в 20:30 я оказываюсь во Владимире, преодолев на пригородных поездах 1058 км за сутки. Едва ли сейчас где-то проехать больше.
Молодец Сергей Болашенко......не успел просмотреть видеоролик Дениса со многими фотками как сразу приехал , чтобы повторить наш путь на пионерке...спасибо Сергей -отличный материал , хороший сказ - спасибо отлично
А я, почему-то, представлял Сергея старше. Молодец! Можно соглашаться или нет с его выводами, но надо отдать должное - человек одержим идеей и планомерно воплощает ее в жизнь.
Все правильно CAH......плохо одно - он одиночка ,никогда не при каких условиях он не возьмет напарников в свои поездки ( почему? он писал об этом ранее)-возможно он прав,но так или иначе его наследие -объемные труды -останутся потомкам-а Сергея можно хвалить и приветствовать
Спасибо raily.......у него есть своя ветка на кирссити ....там я и прокомментировал публикацию его поездки в районной газете ....хочется еще раз поблагодарить непоседу и волка одиночку и пожелать ему дальнейших изысканий и публикаций в сфере ж/д
Добрый вечер всем. Я был в Чабисе с 1967 по 1970 год. Мама со мной приехала к отчиму, который отбывал наказание. Очень мало фото о Чабисе, постараюсь найти и опубликовать. Всем добра!
Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом!
А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами. А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.