. Экспедиция Крутоборка - Пишут пользователи - Все о Вятлаге - ВятЛаг

16+
     Народный архив
           ВятЛаг

        

Мини профиль
Гость





Пятница, 27.12.2024

Категории раздела

Наши именинники


ivan(65), vano(65)


Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Погода в Лесном

Друзья сайта
Верхнекамье     Родная Вятка


Одноклассники     ВКонтакте





Мы будем рады
обменяться ссылками


Наша кнопка






Экспедиция Крутоборка
24.02.2020, 14:00

Автор: koks11rus

 

Экспедиция Крутоборка
5.07-7.07.2019

 

Немного истории про посёлок Крутоборка усть — куломского района Республики Коми.

Посёлок на левом берегу р. Прупт, центр Крутоборского сельского совета (сельской администрации, сельского поселения). Конечная станция на 247 км Гайно-Кайской железной дороги.

Посёлок Крутоборка основан во второй половине 1960-х гг., когда сюда была проведена железная дорога. В посёлке была размещена колония строгого режима № 43 Вятского управления лесных исправительно-трудовых учреждений (Учреждение К-231) (если была создана до 1968 года, то, скорее всего, изначально это был 43-й лагерный пункт Вятского ИТЛ). Своё название посёлок получил, вероятно, от находившегося неподалёку урочища Крутобор, где в 1930-е – 1940-е гг. располагался посёлок спецпереселенцев.

- По одним данным, первоначально посёлок Крутоборка относился к Чернореченскому поссовету Кировской области (до 1973 г.), по другим – к Деревянскому сельсовету Усть-Куломского района Коми АССР, в 1971 г. был включен в Верхне-Туруньинский сельсовет Койгородского района Коми АССР, затем 24 июня 1971 г. в Нюмыдский сельсовет Койгородского района Коми АССР. С 17 февраля 1976 г. Крутоборка и другие посёлки Нюмыдского сельсовета переданы в Усть-Куломский район Коми АССР. В середине 1990-х гг. Нюмыдский сельский совет был преобразован в Крутоборский, пос. Крутоборка стал центром сельсовета (позднее – сельской администрации, сельского поселения). Фактически посёлок имел двойное подчинение, т.к. головное предприятие располагалось в Кировской области, с ней же посёлок был связан железной дорогой. До 2007 года ходили пассажирские поезда Лесная-Крутоборка.

Население посёлка составляло в 1979 г. 570 чел., в 1989 — 861 чел., из них 55% русские; в 1992 г. — 1281 чел., в 2000 г. — 370 чел, в 2002 г. – 74 чел., из них 77% русские .

В Крутоборке были расположены колонии учреждения К-231: ИТК-43, ИТК-45 (строгий режим), ИТК-53 (колония-поселение), воинская часть – батальон в/ч 6667 (в 1980-х гг. – 4 роты, в 1990-х гг. – 2 роты). Здесь находились две лесоперерабатывающих биржи (продукция: брус, доска и т.д.), в окрестных лесах работали мастерские лесозаготовительные участки. Поскольку Крутоборка была конечной железнодорожной станцией Гайно-Кайской железной дороги, здесь было расположено железнодорожное депо. Электричеством посёлок был обеспечен местной электростанцией. Были здесь и социально-бытовые учреждения – клуб, детсад, начальная и средняя школы, хлебопекарня, почта, баня, столовая, двухэтажная гостиница, пожарное депо и 2-3 магазина. Планировалось строительство аэропорта.

Крутоборка имела два посёлка-сателлита – пос. Дальний (в 15 км) и пос. Западный (в 18 км). Связь между ними и Крутоборкой осуществлялась по автодорогам, выложенным из бетонных плит.

Как видно из приведенной выше статистики, население посёлка начало существенно сокращаться в 1990-е г. Во второй половине 2000-х гг. зоны на Крутоборке были закрыты, также был закрыт участок железной дороги Бадья-Крутоборка. По данным за 2010 г., в Крутоборке не оставалось ни одного жителя.

В последующие годы посёлок был разграблен и сожжён мародёрами.

Добраться до поселка можно двумя дорогами, одна идет через Усть — Кулом. плохо проездная имеет 2 брода, один можно преодолеть на стандарте а вот второй только со шноркелем (глубоко).часть дороги лижневка, часть бетонка, часть чача вача. Вторая дорога идет через пермский край через поселок Бадья. Ну как дорога старая железная дорога. с нее убраны рельсы и шпалы. Мы пробирались через Усть -Кулом. один экипаж ушел на Бадью так сказать завершил кольцо. Мы вернулись обратно. Ездил в качестве штурмана с DenisA736. У него очень интересный Автомобиль, подготовлен специально для экспедиций, все необходимое всегда с собой!

 

Категория: Пишут пользователи | Добавил: Admin
Просмотров: 1647 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3


Посоветовать материал
в соц. сети



Всего комментариев: 3
avatar
1
1 FIKSAG • 15:38, 24.02.2020 [Материал]
По фото Крутоборки  видно что всё сожжено что горит....а вот каменные  здания остались...отлично видно ДЕПО, конструкции его сохранились...спасибо автору.
avatar
0
2 Admin • 16:12, 24.02.2020 [Материал]
Екатерина Сорокина (сайт ok.ru)
Возможно, когда строили зону и бараки поселенцы с Чабиса или с Чернореченска, я не помню, но когда переехали жители 34 колонии, это было в августе 1969 года, район у нас сначала Койгородский, а не Усть-Куломский, а 1 отделение открыли в ноябре 1969 года, вошли колонии 43 и 46, это я помню.
avatar
0
3 x-ray • 17:56, 02.03.2020 [Материал]
Лес растет друг мой fiksag и потепление и подъем уровня CO2 все для природы  польза,больше углерода в атмосфере,больше фотосинтез.Вон из Лесного сообщают лес прет как бешеный,даже мы по сайту можем сравнить фото.Оно может и не видно сразу,но если приглядеться и отбросить эмоции то Крутоборка заросла зеленью в "момент истории".Что мы людишки жалкие для нее значим? Это не изменяет моего мнения по развитию севера Кировской области,это сердце России.Не должна она быть пустыней!
avatar
Статистика сайта

Всего пользователей: 1090



У нас новый участник!

klizma123



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Сегодня сайт посетили

RuTube "ВятЛаг"

Свежие записи
Кайский край глазами врач...
Комсомольская стройка
Лесной - столица Вятлага
Вышиванка
Ссылка

Новое на форуме

Новые комментарии

Добрый вечер всем. Я был в Чабисе с 1967 по 1970 год. Мама со мной приехала к отчиму, который отбывал наказание. Очень мало фото о Чабисе, постараюсь найти и опубликовать. Всем добра!

Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом!

Авантюризм Хрущева на Верхнекамской земле

А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами.
А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.

В эту школу пошла в первый класс. А вот во второй уже в новую школу, каменную.

Новые фото

Новые видео

Праздники сегодня
Праздники сегодня







ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ И АДМИНИСТРАТОРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ COOKIES
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПРАВИЛА ФОРУМА
   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru