Глухая и почти ненаселённая, богатая лесом местность в районе верхнего течения двух больших рек (Вятки и Камы) хорошо подходила для создания одного из крупнейших лагерных районов. Связующей нитью в нём стала железная дорога.
Здесь уже имелась железнодорожная линия от станции Яр (на магистральном участке Вятка (Киров) — Пермь) до станции Фосфоритная, открытая в 1932 году. Её было решено использовать как основной подход к «Вятлагу».
В 12 километрах севернее станции Фосфоритная появился посёлок Рудничный — центр добычи фосфоритной руды. По имеющимся данным, вначале почти все работы по строительству посёлка и рудников выполнялись вольнонаёмными гражданами. Но в 1937 году Рудничный и расположенная в нём станция Верхнекамская стали воротами лагерного края. В этом же посёлке первоначально находилось управление Вятского ИТЛ.
Полномасштабные работы по строительству лагпунктов «Вятлага» развернулись в том же 1937 году. Их первым этапом стала прокладка Гайно-Кайской железной дороги (ГКЖД) — так официально была названа очередная лагерная стройка. Происхождение названия не совсем ясно автору. Возможно, что по первоначальным планам дорога должна была строиться в направлении села Гайны, расположенного к востоку от «Вятлага».
Вокруг строящейся железнодорожной линии располагались «передвижные» лагпункты. В них заключённые спали на земле, а зимой — в палатках, несмотря на тридцатиградусные морозы. После
укладки пути началось строительство капитальных «зон» и посёлков.
Среди заключённых были распространены слухи: «Вятлаг» развёртывается на водоразделе двух речных бассейнов (Вятско-Камского и Северодвинского) в связи с планами прорыть грандиозный канал для соединения рек, текущих на юг, с реками, впадающими в Белое море. Однако ближе к действительности другой факт: в те времена намечалось строительство крупной гидроэлектростанции на реке Вычегде, в районе села Усть-Кулом. Именно этот населённый пункт в перспективе должен был стать северным конечным пунктом Гайно-Кайской железной дороги. Строительству ГЭС помешала война, а после неё этот проект был забыт.
В итоге, скорее всего, участок от станции Крутоборка до Усть-Кулома так и остался на бумаге. Но достоверных данных об этом автору получить не удалось — возможно, он всё же был частично проложен, а затем заброшен.
Даже при наличии грандиозных планов, «на заре» Вятлага (в 1937–1938 годах) был построен лишь головной участок Гайно-Кайской железной дороги — от станции Верхнекамская до станции Лесная, с промежуточными станциями Нырмыч и Заводская.
18 сентября 1938 года имел место сильнейший лесной пожар. Огнём была повреждена часть железнодорожной линии, и многие деревянные постройки.
7 апреля 1939 года у станции Лесная началось строительство нового административного центра всего лагерного края — так называемого Соцгородка. Место для строительства «столицы» было выбрано едва ли не худшее из возможных — прямо посреди болот. Но благодаря тяжкому труду заключённых, уже 6 декабря сюда было официально управление Вятского ИТЛ. В следующем году «светлый социалистический город будущего» уже имел свои «неповторимые черты»: здесь появилось несколько деревянных домов оригинальной псевдоготической архитектуры.
Почтовый адрес управления «Вятлага» стал таким: Кировская область, Кайский район, п/я 231. Существовал телеграфный код — «СОЗИМ».
Станция Лесная становилась главной станцией ГКЖД. Здесь было построено паровозное депо и ремонтные мастерские. Рядом со станцией, на берегу речки Созим, появилась крупная «зона». Согласно документам, она именовалась «Комендантский ОЛП» (отдельный лагерный пункт).
В октябре 1939 года на Гайно-Кайской железной дороге было официально открыто регулярное пассажирское сообщение по маршруту Верхнекамская — Лесная. Пассажирский поезд состоял из маломощного паровоза и двух старых вагонов, поступивших с сети НКПС в непригодном для эксплуатации состоянии, а затем отремонтированных силами заключённых. В поезде продавались билеты.
Даже очень внимательно прочитали Болашенко-замечательный автор становления Вятлага-что хочу сказать -просто поверьте-многие паровозы которые ходили ,и сейчас работают на этой веке -а именно- год 2010- ОДИН ИЗ ЭТИХ ПАРОВОЗОВ И СЕЙЧАС ДАЕТ ТЕПЛО КРУПНОМУ дэпо СТ ШЛАКОВАЯ-А ВСЕ ВЫ ПРОСТО ПОВЕРЬТЕ.
Добрый вечер всем. Я был в Чабисе с 1967 по 1970 год. Мама со мной приехала к отчиму, который отбывал наказание. Очень мало фото о Чабисе, постараюсь найти и опубликовать. Всем добра!
Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом!
А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами. А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.