вице-губернатору
Карнаухову, что обосновавшийся там бывший заключенный Илья Чанкветадзе
буквально поработил местное население — там настоящий рабовладельческий
анклав.
Ольга Чежегова, глава администрации Верхнекамского
района Кировской области: «Мы стали приезжать сюда, нам люди
рассказывали, что происходят некие чудовищные вещи. Так, людей
заставляют работать на Чинкветадзе практически ни за что».
На
всякий случай мы берем с собой отца Леонида — двухметрового священника,
бывшего мастера спорта — и двух офицеров СОБРа, вооруженных автоматами.
Об Илье Чанкветадзе известно, что уроженец Грузии сидел за тяжкое
преступление еще в советские времена, да так и остался в России. Ходили
слухи, что
какого-то непокорного местного жителя он якобы
живьем закопал в тайге, а в другой семье КамАЗом снес забор, а потом
и дом сжег. Однако это лишь страшные слухи, люди в поселке запуганы,
и весь сор остается в избах.
Любовь Альдемирова, жительница
поселка Чернореченский: «Он считался тут таким большим
предпринимателем. Как говорится, властелином поселка хотел быть. И был,
и хотел».
Мы обходим поселок, в котором
кода-то
жило несколько тысяч человек, а сейчас всего 147 жителей. Сотовая связь
не работает, среднюю школу давно растащили по кирпичику, все
электрические провода сдали на металлолом, и света в поселке нет
12 лет.
Какие на самом деле внутренние порядке установил
в поселке Илья Чанкветадзе, нам буквально по крупицам приходится
узнавать у местных, как правило, тоже бывших сидельцев.
Баграт
Аракелян, житель поселка Чернореченский: «Он одного человека на цепь
сажал, фамилия его Мусалов. Он сейчас живой. Недавно, правда, сгорел,
но живой. Он все деньги пропивал, даже питание продавал, чтобы пить.
И вот Чанкветадзе взял и при всех сказал: ты хуже собаки, если ты
о своих детях не думаешь. И прямо у него во дворе у калитки на цепь
привязал».
Мы заходим к хозяину вятской тайги Чанкветадзе в разношерстой компании отца Леонида, собровцев,
вице-губернатора
области и старшего участкового. Последний тут же находит в доме
незарегистрированную охотничью двустволку. Оружие в этом медвежьем
углу — в каждом доме, и нравы, конечно, своеобразные. Чернореченцы
вооружены и в подпитии довольно опасны.
Баграт Аракелян,
житель поселка Чернореченский: «Один идиот сам в себя выстрелил, ему
руку пришлось отрезать. Другой раз Ерёменко — это отец — патроны
заряжал. А он ведь постоянно пьяный, вот и выстрелило у него
что-то». Пока
участковый оформляет ружье в доме Чанкветадзе, отец Леонид на соседней
улице устроил службу. Несмотря на все уговоры, послушать пришло лишь
несколько человек — не верят чернореченцы ни в Бога, ни в дьявола,
а власть олицетворяет бывший зэк Чанкветадзе.
Илья
Чанкветадзе, житель поселка Чернореченский: «Уважение есть друг
к другу, порядок человеческий. Знаешь, что такое человеческий порядок?
Это у вас там его нету — пошел и украл. А тут, значит, пускай лежит. Не
твое — не бери».
Пока старший участковый и собровцы оформляют
задержание Чанкветадзе за незаконное хранение огнестрельного оружия, на
местном сходе представители районной и областной власти неожиданно
выясняют, что без Ильи Чанкветадзе люди здесь не выживут.
Сергей Карнаухов, заместитель губернатора Кировской области: «Вот его некоторое время не будет с вами. Ну, допустим, с ним
что-то случилось. Что вы будете делать?»
Местные жители: «Все, вешаться».
Оказывается,
именно Чанкветадзе чистил на своей технике узкоколейку от снега,
доставлял из Республики Коми в поселок еду и лекарства, а потом
продавал их здесь людям, естественно, втридорога. Здесь все ему должны.
Вице-губернатор Карнаухов принимает решение эвакуировать людей из поселка поближе к цивилизации.
В
поселке Лесной, где свет, больница и магазин, у местных властей есть
резервные квартиры. «Трешка» — правда, с удобствами на улице — стоит
восемь тысяч рублей.
Сергей Карнаухов, заместитель губернатора Кировской области: «За окном минус 34 градуса, а здесь тепло, есть резервная печка».
Трудно
поверить, что в 300 километрах от Кирова на сцене поселкового театра
в советские времена блистали лучшие московские артисты. И здесь же
футбольном поле голы забивал легендарный Эдуард Стрельцов. Поселок
Лесное был центром огромного лагерного района, Вятлаг объединял сотни
лагпунктов, где заключенные летом спали на земле, а зимой в палатках,
несмотря на
30–40-градусные морозы. На сельском сходе удалось договориться, что весной людей из Черной речки
все-таки эвакуируют.
Таких
поселков на российском Севере не мало, и часто обустройство бывших
заключенных — дело рук самих заключенных. Например, в храме в поселке
Рудничный живут шестеро бывших зэков. Спят они прямо за алтарем, подъем
в шесть утра, отбой в десять вечера. Храм привели в порядок, построили
баньку и сарай. Бывший вор Дмитрий научился вязать носки — хорошо
успокаивает нервы. Прошлое этих людей ужасно, и забыть его не просто.
Александр,
житель поселка Рудничный: «Пьянство и еще раз пьянство — беспробудное.
Все мои друзья и товарищи, с кем я общался, к тому времени уже
находились… Кто сидел, кто уже на том свете. В общем, процентов 80 уже
в живых их не было. Уже не было моих друзей, остались одни кресты».
Пять
часов на дрезине обратно скрашиваются песнями отца Леонида. 15 лет он
служит в местных колониях, и настроение его понятно. «Черный ворон,
я не твой», — поет священник.
Вадим Фефилов
Корреспондент службы информации НТВ
Скачать видео