Город Омутнинск со станцией Стальная вырос возле сталелитейного завода, созданного еще в 1763 году. Руду здесь добывали в тайге почти два века.
Трудно было жить в тайге. Но железо на заводе, основанном Иваном Осокиным, получалось легкоковким, качественным и находило спрос. Как полагалось на таких заводах, рядом построен был пруд. Топливо для домен давал лес, который сплавляли по воде.
В 1848 году омутнинский завод перекупили ярославские купцы Пастуховы. Под руководством академика Михаила Павлова было освоено высокотехнологичное доменное литье. Первую мартеновскую продукцию завод выдал в 1912 году. Именно здесь делали листовое железо для крыши Зимнего дворца и других знаменитых столичных построек. В самом Омутнинске тоже сохранился исторический памятник – белокаменный двух-этажный дом заводоуправления.
В 1919 году войска под предводительством Колчака захватили Омутнинск, надеясь получить сталелитейный завод, но просчитались. Оборудование было заблаговременно эвакуировано в Бологое, а после тяжелых уличных боев колчаковцы были отброшены из поселка силами рабочих и подошедших на помощь частей Красной Армии.
До 1932 года, до постройки железной дороги, доставка продукции по здешним малым рекам создавала массу проблем: надо было уложиться в немногие недели половодья, а если баржи садились на мель, поставки могли задержаться до будущей весны.
В 1941-м омутнинцы провожали своих земляков на войну на станции. И вскоре по железной дороге уже стала уходить оборонная заводская продукция – детали пистолета-пулемета Шпагина, бронелисты для военной техники. В те годы была освоена третья мартеновская печь. Одновременно шло развитие станции – были построены оборотное локомотивное и вагонное депо.
Современное ЗАО «ОМЗ» – многопрофильное предприятие. Для Российских железных дорог здесь освоили производство частей скрепления верхнего строения пути из высокопрочных материалов, арматуры периодического профиля для армирования шпал, шпальных сферических закладок, крепежных клемм, закладных шайб, упорных скоб пружинных клемм. Лифты управления ГЖД снабжены высокопрочными направляющими омутнинского завода. Эти детали идут и на экспорт в европейские страны. По филиалам ОАО «РЖД» заводская продукция распределяется через Желдорснаб.
– По моему глубокому убеждению, есть все экономические перспективы дальнейшего успешного сотрудничества с ОАО «РЖД» и в области увеличения объемов погрузки нашей продукции, и в области производства: мы видим в компании крупного заказчика, – отметил генеральный директор ЗАО «ОМЗ» Александр Волосков.
Сегодня станция Стальная грузит в сутки 18 – 20 вагонов продукцией ОМЗ и лесоперерабатывающих предприятий. Она имеет примыкание около 30 км подъездных путей, из которых 20 км – металлургического завода. На Стальной дообрабатывают вагоны с грузами из Верхнекамской и Кирса для последующего отправления на Яр. У станции третьего класса Стальная – две подчиненные станции пятого класса: Струговской и Озерница-Кировская. Если будет построен Белкомур (линия из Архангельска на Пермь), участок Яр – Верхнекамская превратится в рокаду, поддерживающую эту магистраль.
– 50-километровый ведомственный участок севернее Верхнекамской не будет разобран. По этому вопросу у ОАО «РЖД» и собственника есть взаимопонимание. Там идет погрузка леса с подачей на пути общего пользования – ежесуточно подается до 12 вагонов, есть пассажирское сообщение. Все это открывает перспективу для всех станций линии Яр – Верхнекамская, включая Стальную, – говорит заместитель начальника ГЖД по Кировской территории Александр Небольсин.
Волжская магистраль