Узкая пересеченка вся в ямах как после бомбардировки, по обочинам обрывы, кругом болота, если улетишь, то скорее всего с концами.
Езжу туда часто, и думаю пора про это что нибудь написать, все таки это историческое место данного края. Сам Пётр первый говорил «сей край для жизни не пригоден». Наверное он не ошибся. Сам Дзержинский созерцал эти места в ссылке, ну а теперь я)))
Половину пути описывать не стоит, стабильно от Кирова до Кирса (край исправительных работ севера) порядка двухсот километров. Трасса, ровный асфальт, населенные пункты, едем кайфуем. А вот уже от Кирса начинается наше путешествие в самое сердце истории.
На взъезде в преисподнюю.
Дорога жизни.
На протяжении всего маршрута в сотню километров по Вятлагу такая дорожная картина, к такому раскладу нужно просто привыкнуть и научиться, иначе никак. Тише едешь, дальше будешь, естественно при постоянной езде можно и по-азартнее.
Дороги здесь не то чтобы плохие, правильнее сказать что их нету, лошадиные ямы на протяжении всего маршрута, старый щебеночный асфальт от которого мало что осталось, пересеченка, грунтовки, вообще тактика езды здесь-тише едешь, дальше будешь. Тут в полном объеме раскрываются сидения Альмеры, потому что сто километров маршрута ковыляя по отвратной дороге, очень остро отражаются на твоей спине. К середине маршрута она начинает болеть, и приходится вылазить из авто и делать гимнастику, ну покурить ещё можно. Вообще от Кирова до Вятлага порядка пяти часов езды, из них три часа по трассе, а дальше два часа в самое сердце каторги, это в лучшем случае. Более менее нормальные дороги здесь только зимой. Осенью и весной особенно тяжко тут двигаться на машине. Отвратительный климат, зимой бывает люто холодно, летом невыносимо жарко, влажный воздух, кругом болота. Вообще здесь всюду разруха, ведь это место стоит уже много много лет. Вообще посетить это место интересно, но вот жить тут не очень прямо скажем. Кругом лес, тайга. К слову сказать Альмера не плохо справляется с местными ямами, если так вообще можно сказать. Подвеска здесь нужна плотная, энергоемкая и длинноходная. Идеальное место для охоты и рыбалки, дух природы. Большинство построек немецкие, ибо после Второй Мировой войны пленные нацисты трудились тут в принудительном порядке, и надо сказать, что именно из-за за немецкого подхода здесь до сих пор стоят их жилые дома, а руины и развалины ещё не пали окончательно. Вообще, весь Вятлаг стоит на костях.
Столица Вятлага и его базируемый центр Лесной, не добро пожаловать называется. Народу здесь мало, служащие и их семьи, край заброшен, вехо истории.
Некогда здесь люди торопились на поезд уехать в Киров или на Коми.
Поезда здесь не ездят давно, остались лишь заброшенный вокзал, ржавые железнодорожные пути и составы вагонов, никому не нужные, достаивающие как Титаник на дне океана, свой век. Заправок нет. Моек нет. Магазинов очень мало. Дорога туда одна единственная без альтернатив и срезов. И очень, очень много историй и баек про это место, правдивых и не очень. Здесь когда-то давно люди познавали боль, страдания, каторжный труд, отчаяние и безразличие, потому что вернуться оттуда было невозможно.
Дальше только непроглядный лес, руины кинуты посёлков и лагерей, да граница с республикой Коми.
Железнодорожные пути ведущие на двести километров в глубокую тайгу, дальше граница с Коми. На протяжении 200 км руины заброшенных лагерей и посёлков. Разграбленных и разрушенных, ожидающих своего временного конца. В заброшенных посёлках ютятся охотники и рыбаки гоняющие туда в экспедиции, живности-то ведь много, тайга, и захватывает и опасно, люди иногда пропадают. Вообще Вятлаг насчитывал около 50 лагпунктов, половина здесь.
Лесной напоминает постапокалипсис, и поверьте — глазами в живую так оно и есть, я уже на протяжении 5 лет посещаю эти места, и в убеждениях не меняюсь.
Когда-то здесь жили люди.
Вековая ржавчина.
Все вагоны заварены или замотаны тугой проволокой, уж кому это было надо — не знаю, но в мало какие вагоны можно зайти. Из разбитых окон видно, что вагоны плацкартные, сохранились надписи типа туалет, и гравировки на вагонах в духе ИК-19 и т.д.
...Обратно ехать ещё сложнее, поскольку двух с половиной часовое ковыляние по отсутствующему дорожному покрытию изматывает до недомогания, а ведь еще двести километров до Кирова надо преодолеть. Спасает здесь просто дело привычки, опыта, внимательности, и самое главное наверно терпения. Не подготовленный водитель, не знающий что его ждёт, легко может оставить там всю подвеску, и приехать с квадратными колёсами. Бывало такое на прошлой машине в первые разы. Да и вообще аварии здесь тоже у многих бывали и будут.
На этом наверное всё, дабы не углубляться чересчур и не писать лишнего, место интересное, историческое, привлекательное в какой то степени, но не дай бог вам лишний раз туда ездить, да и вообще, попадать туда категорически не советую. Мне приходится ездить по работе, и в данной ситуации это оправданно.
Что сказать на статью....всё так, раньше так не трясло потому что не было автодорог а был ж\д путь только по нему всё и привозилось в Вятлаг и отвозилось....наступили другие времена ...дорогу ведомственную современное РЖД не признало и путь закрыло и получилось то ,что мы видим..из за дороги многие лагеря и закрылись были переведены ближе к цивилизации...и мне самому как то на этом фоне непонятны строительствы новых сооружений, в виде пожарных и спортплощадок...
Здравствуйте, уважаемые форумчане. Давно не писала. Но на сайт заглядываю. А теперь решила написать. Всегда интересно читать записки путешествующих по нашему краю. В этом году уже три подобных рассказа прочитала и везде встретила строки с оценкой архитектуры подобные этим: "Большинство построек немецкие, ибо после Второй Мировой войны пленные нацисты трудились тут в принудительном порядке, и надо сказать, что именно из-за немецкого подхода здесь до сих пор стоят их жилые дома, а руины и развалины ещё не пали окончательно". !! Посмотрите, на сколько силён стереотип, что строить хорошо могут только немцы. А ведь дома в Созимском (это и их имеет в виду автор) строили наши соотечественники - вольные и осужденные разных национальностей. Перечислить что ли некоторые, кроме русских, их было большинство, это украинцы, белорусы, грузины, турки, каракалпаки, китайцы, прибалты, поляки, евреи. Строил эти дома интернационал! В Лесном, уверена на много процентов, так же. И стоят они до сих пор благодаря этим людям, а не каким-то немцам. Плохо всё-таки мы знаем свою страну. Не то что историю, а в целом. Такой архитектурный стиль был очень популярен в начале 20 века. В Архангельской области до сих пор есть много подобных домов. Сейчас смотрю цикл фильмов "Ехал грека" Дороги русского севера. Найдите в Ютубе. В 3 и 4 серии увидите связь с нашим краем.
Добрый вечер всем. Я был в Чабисе с 1967 по 1970 год. Мама со мной приехала к отчиму, который отбывал наказание. Очень мало фото о Чабисе, постараюсь найти и опубликовать. Всем добра!
Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом!
А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами. А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.