. Путешествие в Верхнекамский район - Пишут пользователи - Все о Вятлаге - ВятЛаг

16+
     Народный архив
           ВятЛаг

        

Мини профиль
Гость





Четверг, 26.12.2024

Категории раздела

Наши именинники


pioner(13)


Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Погода в Лесном

Друзья сайта
Верхнекамье     Родная Вятка


Одноклассники     ВКонтакте





Мы будем рады
обменяться ссылками


Наша кнопка






Путешествие в Верхнекамский район
21.08.2020, 10:59

Автор: Александр Голышев

 

Путешествие:
Верхнекамский район

 

Еще в прошлом году думал посетить Верхнекамский район, чтобы посмотреть полузаброшенные поселки на месте бывшего ВятЛага, побывать в старинных сёлах Лойно и Кай. Но как-то не сложилось. А здесь на майских праздниках подумал, почему бы не устроить небольшое путешествие на пару дней. К тому же теплая погода располагала к поездке.

В планах было посетить Кирс, Рудничный, Лойно, Кай, Созимский, Лесной. Помимо основных точек было решено заехать в село Пантыл Белохолуницкого района, чтобы посмотреть нацерковь Дмитрия Солунского. А также в Белую Холуницу на дамбу во время весеннего сброса воды из пруда.

Кирс

Посетив Пантыл и Белую Холуницу с товарищем, прибыли в административный центр Верхнекамского района — город Кирс. Город расположен на реке Большой Кирс, близ её впадения в Вятку, в 190 км от Кирова.

Возник как посёлок при чугунолитейном заводе, который был построен в 1729 году купцом Григорием Вяземским. Завод был назван по реке, название которой происходит от коми-перм. Кырс «обрыв, крутой высокий берег», коми кырас «русло». В 1862 году была произведена реконструкция завода, налажен выпуск торгового железа. В 1963 году он стал центром Кирсинского промышленного района. Верхнекамский район был образован в 1965 году, тогда Кирс стал городом.

Остановились у одной из архитектурных доминант города — церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Годы постройки 1894-1915.

После дошли до плотины и вышли к пруду на берегу которого расположены качели. Приятное место для отдыха.

На пруду есть небольшой остров (полуостров?), соединенный узким перешейком. Интересное местечко. Хотел заснять его с большой высоты, но, к сожалению, сильный ветер помешал это сделать.

Немного прошлись пешком по городу, а также доехали до той части города — улица Первого Боя, где в гражданскую войну проходили сражения Белых и Красных. Когда в школе тебе рассказывают о каких-то событиях страны в прошлом, особо не придаешь этому значения. Но когда оказываешься на местах реальных сражений, то это производит некое впечатление. В память о тех событиях установлен памятник. Который, надо заметить, сильно обветшал.

После Кирса отправились в сторону Кая. После Светлополянска остановились на трассе среди болот. Очень уж впечатляющее и жутковатое зрелище — непроходимые топи. Тем не менее местные перемещаются по плавунам и собирают ягоды. Видны даже нахоженные тропинки и следы от болотоходов.

Рудничный

Проехали поселок Рудничный. Погода сильно испортилась, останавливаться там не стали. Сфотографировал многим известный вид города с недостроенными жилыми многоквартирными домами, которые у некоторых вызывают ассоциации с Припятью.

Посёлок городского типа Рудничный находится в 39 км от районного центра — города Кирса. В 1938 году населённый пункт при Верхне-Камских фосфоритных рудниках отнесен к разряду рабочих поселков с присвоением наименования Рудничный.

Основание поселения на месте п. Рудничный относится к 1915 году, когда началась разработка фосфоритного рудника. Разведка велась проходкой шурфов и бурением скважин. Вскоре появилась и первая техника – локомобиль в 20 лошадиных сил и промывочный агрегат. За лето 1917 года было намыто 15000 пудов рудного концентрата.

Строительство поселка Рудничный началось в 1923 году, но окончательное становление он получил к 1938 году, когда была построена обогатительная фабрика и ветка железной дороги, соединяющая поселок с основной железнодорожной магистралью Яр – Верхнекамская, что стало большим толчком в развитии рудника, поскольку появилась возможность завести технику и отправить готовую продукцию в любую точку страны.

Лойно

*Фотографии Лойно сделаны уже следующим днём, после посещения Кая, в хорошую погоду.

Добрались до села Лойно. Село расположено на берегу реки Кама.

Село Лойно возникло в 1708 году на месте древнего поселения чуди. В 1873 году село Лойно входило в Трушниковскую волость Слободского уезда Вятской губернии. В годы гражданской войны в селе находился штаб одного из отрядов Колчака

Время восьмой час, идет сильный дождь и по прогнозу еще долго не прекратится. Необходимо искать место для ночлега. Предполагалась ночевка в палатке. Стал искать место недалеко от поселка. Но возникла проблема — нет нормального подходящего леса, куда можно подъехать и разместить палатку с защитой от дождя. На почве везде вода. Так мы проехали село и двинули дальше по маршруту в надежде отыскать подходящее место. Справа и слева от дороги везде стоит вода. Будь то низина или возвышенность.

Сунулись на высоких холм (урочище Горы). Забавно что на холм идет узкая асфальтовая дорога. Правда на вершине холма дорога переходит в плохую грунтовку. Подходящего места и там не нашли.

Проехали еще несколько километров, везде все одно и тоже. Вдалеке на вершине холма увидел деревеньку. Судя по космоснимкам деревня заброшена, так как огороды не возделаны. Подумал почему бы не переночевать в одном из заброшенных домов. И вот мы уже взбираемся на холм по крутой раскисшей дороге. Заехали. Даже не пришлось включать пониженную передачу и блокировку дифференциала. Обнаружили несколько домов. Два из них закрыты на замок, к одному даже подведено электричество. Остальные дома на половину разобраны. Где есть крыша — нет пола. Вламываться в закрытые помещения, ломать замки не для нас. Обходим дома кругами и заходим во двор одного из домов, а от туда попадаем в сам дом. Дворовые постройки разрушены, надо быть осторожным.

Дом целый, с мебелью. Правда везде птичий помет — в прихожей живет семья ласточек. Решили ночевать здесь. Наверное многим покажется это жутковатой идеей — ночевать в старом заброшенном доме. Но это лучше, чем мокнуть под проливным дождем ставя палатку.

Перевернули изнаночной стороной покрывала, чтобы не запачкать спальники. Обустроились, изучили дом, поужинали и легла спать. Отмечу, что после себя оставили порядок и мусор за собой убрали.

Спать легли часов в 9, спал не очень хорошо, а потому встал рано, примерно в 3-30. Встал до восхода солнца, погода была чудесная, безветренная. Поэтому позавтракав отправился фотографировать. Сделал много снимков с коптера и с земли. Интересный рельеф, туман в низинах и лучи восходящего солнца рисовали волшебную картину вокруг.

Разбудил товарища пораньше, он позавтракал и мы рванули дальше в село Кай. Решили выехать рано утром, чтобы до обеда всё успеть. По прогнозу после обеда ожидались дожди.

Кай

Село расположено на левом берегу Камы в 85 км от райцентра города Кирс. Прибыли мы туда рано утром. Стояла солнечная безветренная погода. Вокруг никого, кроме дворника и пары коров. Лишь спустя некоторое время народ стал появляться.

До прихода русских на месте Кая жили финно-угорские племена. Кайгород был основан Строгановыми в 1558 году. Хотя некоторые и приписывают его основание новгородцам, но положительно известно, что Кай основан братьями Яковом и Григорием Строгановыми в половине XVI века, когда им принадлежали земли по рекам Кама и Чусовая. 11 (23 января по григорианскому календарю) января 1854 года Кайгород стал селом Кай. Кай был местом ссылки Феликса Дзержинского.

В селе сперва осмотрели снаружи дом-музей, в котором жил и отбывал ссылку Дзержинский. К сожалению, в период самоизоляции все музеи закрыты и посетить дом-музей не представляется возможным.

Дом-музей Ф. Э. Дзержинского — единственный в России музей Дзержинского. Дом-музей воссоздан по инициативе местных жителей во вновь построенном здании (прежний дом-музей действовал в период 1938-1994 гг.). Его открытие состоялось в сентябре 2017 года и было приурочено к 100-летнему юбилею органов государственной безопасности и 140-летию со дня рождения Ф. Э. Дзержинского. На территории музея установлен памятник Дзержинскому.

Заехали на холм, расположенного рядом с селом. На его вершине с видом на Каму расположено кладбище. Необычное расположение для кладбища, как мне кажется.

С северо-восточной стороны Кая на возвышенности находится кладбище — Кашина Гора. Когда-то давно на Кашиной Горе проходила городская стена. На земляном валу стояли пушки, пищали и другие необходимые для обороны города средства. В далеком 1581 году мужики из города ушли на завоевание Сибири вместе с Ермаком.

Через Кай проходил путь из Москвы в Сибирь. Он шёл от Великого Устюга через Лальск, Шестаково, Гидаево, Кай, Чердынь на Верхотурье, а оттуда в Китай и Индию. Кроме того, существовала и внутренняя, губернская дорога, которую называли Воронинской. Дорога тянулась из Слободского по территории нынешних населённых пунктов Сырьяны, Полом, Иванцево, Дубровка, Воронье, Троица, обходила стороною будущий Кирс и уходила через Лойно, Пушью и Кай на Усть-Порыш в Пермскую землю.

После Кая направились в сторону поселка Лесное. Остановились в Лойно, чтобы сделать фото в хорошую погоду. А также сделали остановку в поселке Созимский.

Созимский

Посёлок находится на северо-востоке Кировской области, в центральной части Верхнекамского района. Стоит при впадении реки Малый Созим в реку Нырмыч (приток Камы). Расстояние до города Кирс — 87 км.

Посёлок возник в 1939 году на месте строительства Кайского целлюлозного завода. В том же году сюда было доставлено большое количество депортированных немцев Поволжья. Согласно данным переписи, в 1970 году, в посёлке проживало 135 немцев. С 1954 по 2005 г. имел статус посёлка городского типа.

На фоне основной застройки выделяются три дома, построенные, как говорят, при участие немцев. Но есть и другие версии основанные на краеведческих записях и воспоминаниях старожилов. Об этом более подробно можно почитать на сайте Родная Вятка. Вы их не пропустите, проезжая через поселок. Дома имеют характерные черты европейского стиля — высокие, крутые скаты крыш, балконы. Два из них судя по всему жилые, а один заброшен.

Дорога на Лесной проходит через пруд с плотиной на которой находится шлюз для сброса воды. Плотина была построена в 1949 году. Появился большой красивый пруд, необходимый для снабжения водой целлюлозного завода.

Лесной

Расстояние до города Кирс — 87 км.

Впервые поселок Лесной упоминается в документах Вятского ИТЛ НКВД в начале 1938 года под наименованием "Соцгородок" — жд. ст. Лесная. В 1944 году (июнь) он переименовывается в пос. Лесной. В настоящее время после всех преобразований — Лесное городское поселение.

Поселок Лесной был центром, "столицей" ВятЛага (Вятского ИТЛ). Вятлаг развертывался в 1937-38 годах в непроходимой тайге на северо-востоке Кировской области (Вятского края) как один из семи лесозаготовительных лагерей страны. В "контингенте" недостатка не было. В начале 1930-х годов закончилась прокладка ширококолейной железной дороги на дистанции "Яр-Фосфоритная". Затем лагерь развивал свою паучью сеть самостоятельно, протягивая щупальца дорог, продвигая, подобно канцерогенному образованию, свои метастазы (вахтовые участки, подкомандировки, лагпункты и отделения) все дальше на север. Довоенный период — это время становления Вятлага.

Из множества колоний в настоящее время осталось пять: одна в поселке Полевой-2, одна в поселке Заречный, две соседствующие вблизи поселка Лесной и одна в поселке Рудничный.

В Лесном из достопримечательностей деревянные дома необычного вида. Вероятно их строили немцы или латыши. Внимание приковывает огромная заброшенная школа и здание бывшего универмага.

На въезде в поселок расположена ныне не действующая железнодорожная станция. На путях стоят вагоны нескольких типов. Это и купейный вагон и плацкартный, вагон для этапирования заключенный и вагон "ледник" (холодильник). А также вагоны для перевозки лесного сырья и различные цистерны.

Заключение

Поездка не совсем обычная с точки зрения туризма, но тем не менее интересная и познавательная. Удовлетворил свою потребность в путешествиях. Хотя бы отчасти.

Немного о состоянии дорог. Дорога до Белой Холуницы в Белохолуницком районе разбита, дорога от Белой до Кирса хорошая на 90%, дорога до Кая более менее. Дорога до Лесного разбитый асфальт, который вытрясает всю душу. Тащиться 5-10 км\ч не могу, да и время поджимает, поэтому еду даже по сильно разбитому асфальту 30-40 км\ч. Что, конечно, негативно сказывается на подвеске авто. Но надо отдать должное Ниве. Подвеска очень вынослива и выдерживает мои издевательства.

На обратном пути заправлялся на АЗС "Движение" в Рудничном. Заправляюсь 95м. Не сразу увидел колонку, она стоит в стороне. По видимому, не ходовой бензин. И то ли потому что он какой-то застойный или потому что просто "бодяжный", то возникли проблемы по топливной системе. Хорошо, что все обошлось чисткой свечей и заправкой нормальным бензином. Будьте аккуратнее, сетевая заправка не гарантирует наличие топлива хорошего качества. Тем более в таких отдаленных районах.

Больше фотографий можно найти у меня в блоге

 

Категория: Пишут пользователи | Добавил: Admin
Просмотров: 1498 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3


Посоветовать материал
в соц. сети



Всего комментариев: 1
avatar
1
1 FIKSAG • 10:07, 24.08.2020 [Материал]
Спасибо Александру ....всё посмотрел и почитал в статье ...приятно вспомнить где бывал неоднократно...вижу новое веяние у Саши  ..снимки с дрона, с него видней ,понятней то  на что акцентируешь внимание ...на обьект сьемки....спасибо за материал и админу  и Александру...
avatar
Статистика сайта

Всего пользователей: 1090



У нас новый участник!

klizma123



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Сегодня сайт посетили

RuTube "ВятЛаг"

Свежие записи
Кайский край глазами врач...
Комсомольская стройка
Лесной - столица Вятлага
Вышиванка
Ссылка

Новое на форуме

Новые комментарии

Добрый вечер всем. Я был в Чабисе с 1967 по 1970 год. Мама со мной приехала к отчиму, который отбывал наказание. Очень мало фото о Чабисе, постараюсь найти и опубликовать. Всем добра!

Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом!

Авантюризм Хрущева на Верхнекамской земле

А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами.
А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.

В эту школу пошла в первый класс. А вот во второй уже в новую школу, каменную.

Новые фото

Новые видео

Праздники сегодня
Праздники сегодня







ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ И АДМИНИСТРАТОРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПОЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ COOKIES
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПРАВИЛА ФОРУМА
   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru