На протяжении 1938-1956 годов через Вятлаг прошло около 100 тысяч человек, репрессированных по политическим и национальным мотивам, в их числе граждане двух десятков зарубежных государств и 80 национальностей. Судьба многих трагична: более 18 тысяч нашли вечный покой на вятлаговских погостах. Среди бывших узников немало людей, чьи имена достаточно известны: литераторы – Доминик Иосифович Гольман, Юрий Владимирович Давы-дов, Антал Гидаш (Венгрия), Дмитрий Михайлович Панин, Борис Алексеевич Чичибабин; артисты и музыканты – Татьяна Кирилловна Окуневская, Рихо Эдурадович Пятс, Павел Александрович Русаков (Поль Марсель); заслуженный тренер СССР по футболу Александр Андреевич Келлер; адъютант маршала Г.К. Жукова генерал-лейтенант Леонид Михайлович Минюк, начальник строительства знаменитого завода «Севмаш» в городе Северодвинске Иван Герасимович Кирилкин; один из авторов проекта не менее знаменитой Магнитки инженер-строитель Самуил Ефимович Изаксон, врачи-хирурги, кандидаты медицинских наук Эдуард Иванович Кальмбах, Михаил Эдуардович Утцаль и многие другие. И всё же подавляющее большинство политзаключённых, трудармейцев и спецпоселенцев составляли простые люди, рядовые труженики. Противоправно подвергнутые лишению свободы, они сумели в невероятно тяжёлых условиях сохранить своё человеческое достоинство, отдать все силы, часто последние, на пользу людям, на благо Отечества.
Учреждение К-231 (бывший Вятлаг) претерпело ряд реорганизаций. На сегодняшний день сеть исправительных учреждений Верхнекамского района представлена Управлением по работе с особыми условиями хозяйственной деятельности (УРУОУХД) УФСИН РФ по Кировской области, объединяющим несколько исправительных колоний (центр – п. Лесной), и ФГУ ИК-3 УФСИН РФ по Кировской области (п. Рудничный). По понятным причинам, информация о работе этих учреждений является в основном закрытой. Официально в исправительных колониях Верхнекамского района содержится около 5000 осуждённых за различные преступления. Основной вид деятельности колоний – лесозаготовки, но имеются и сельхозподразделения для производства сельхозпродукции, необходимой для питания осуждённых.
В посёлке Рудничный не только обнаружено кладбище военнопленных, умерших в местном госпитале в военное время, но и при содействии немецкой стороны обустроен мемориал в память всех военнопленных. Это самое крупное захоронение военнопленных на территории Кировской области (здесь в 1944 – 1948 гг. было похоронено 3779 пленных немцев, румын, австрийцев, венгров, итальянцев).
В настоящее время заброшенные, трудно доступные (по причине бездорожья) прилагерные погосты заросли лесом, могильные холмики сравнялись с землей; определить точное место персональных захоронений и идентифицировать их сегодня практически невозможно. Аура забвения, беспамятства, полуправды по-прежнему довлеет над здешними местами.
Отчет об экспидиции
День 1
Встретились и поехали!Остановились в Рудничном попили чайку,заправились(последняя заправка только там атласам нельзя верить!)и дальше в путь в сторону Лесного!Добрались до Лесного(время не помню не до этого как то было)начали спрашивать местных аборигенов дорогу на Брусничный у всех аборигенгов разные мнения!В итоге:на Брусничный с Лесного дорога есть но там в одном месте болото говорят что его даже болотоходы не могут проехать,мы проверять не стали и решили ехать другой дорогой через Боровой.Отъехав от Лесного(там дорога пошла плиты выложенные паралельно друг другу как колея)решили остановится на ночлег т.к.стемнало,а дорога не известно какая и куда.
День 2
Проснулись в 8 утра завтракаем и дальше в путь на Боровой затем брусничный и дальше к Турунье.Аборигены показали нам на карте дорогу и мы начали её искать и вот поворот с плит и мы вьезжаем в лес.И окуеваем как здесь со слов местных жителей ездят на мотоцикле,всё же подумав едем вперёд!По картам едем по зимнику.Ехали ехали и решили что все таки это не та дорога про которую говорили местные и начали выбираться обратно!Выехав на плиты встречаем мотоцикл он обьясняет нам что мы не туда свернули,обедаем и дальше в путь на Боровой,а с Борового решаем выйти на Кажим на заправку т.к. топливо кончается. Приезжаем в Кажим ночью оказывается там заправка частных лиц не заправляет(как после этого доверять навигаторам и атласам )Пришлось продолжать путь в Кайгородок и будет счастье в Кайгородке заправка Лукойловская!Запрвляем ГАЗ-69 и спим!
На утро третьего дня проснулись в 8 часов чайку попили и в путь домой! Теперь как то машину отмывать нада,может у ког керхер есть?