Начала и концы там жизнь
от взора прячет.
Покойник там незрим, как тот,
кто только зачат.
Иосиф Бродский
Глава I. Начало (1938 - 1941 годы)
В этой главе мы коснемся лишь немногих характерных черт и особен- ностей, присущих каждому из выделенных нами этапов истории Вятлага. Нам важно иметь общее представление о лагере. Детальный анализ лагер- ной экономики и жизни содержат другие главы. Наглядно иллюстрируют жизнь Вятского ИТЛ и его подразделений того времени приложенные к под- разделам документы.
Вятлаг развертывался в 1937-38 годах в непроходимой тайге на се- веро-востоке Кировской области (Вятского края) как один из семи лесо- заготовительных лагерей страны. В "контингенте" недостатка не было. В начале 1930-х годов закончилась прокладка ширококолейной железной до- роги на дистанции "Яр-Фосфоритная". Затем лагерь развивал свою паучью сеть самостоятельно, протягивая щупальца дорог, продвигая, подобно канцерогенному образованию, свои метастазы (вахтовые участки, подко- мандировки, лагпункты и отделения) все дальше на север. Довоенный пе- риод - это время становления Вятлага.
Осенью 1937 года власти поселка Рудничного в Кайском (ныне - Верхнекамском) районе получили приказ выделить помещения для временно- го обустройства управления крупным исправительно-трудовым лагерем - Вятлагом, а также для расквартирования семей его работников. Первые лагпункты ставились возле вновь построенной железной дороги зимой 1937/38 годов, причем некоторые - в палаточном варианте. Лагерни- ки-первопроходцы, которым, по скупому зековскому счастью, повезло пе- режить эту зиму, рассказывали, что в морозные ночи (а для этих север- ных краев холода и за минус-40 не редкость) волосы примерзали к стен- кам палаток.
После завершения периода организационного развертывания структуры лагеря приказом по Наркомату внутренних дел от 5 февраля 1938 года N 020 создается Управление Вятского ИТЛ - и эта дата может считаться хронологическим пунктом отсчета истории Вятлага. Первым начальником Управления Вятского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР (таково официальное наименование) назначается капитан госбезопасности Г.С.Не- помнящий. Судя по всему, на первом - организационном - этапе существо- вания Вятлага немало было неразберихи, бестолковой жестокости и безу- держной анархии. И первому начальнику Вятлага далеко не всегда удава- лось справиться с обстановкой: производственные планы 1938 и 1939 го- дов сорваны, ситуацию усугубили страшные (по оценке самих лагерников - катастрофические) лесные пожары летом и особенно - в сентябре 1938 го- да. Не замедлили последовать оргмеры: "новой метлой" (то бишь Л.П.Бе- рией, только что назначенным на пост наркома внутренних дел СССР) Г.С.Непомнящий был снят с должности "за непринятие мер по тушению лес- ных пожаров". Но "свято место пусто не бывает": очередным начальником Управления Вятлага утверждается матерый чекист-сибиряк Иван Иванович Долгих (подробный рассказ о нем - в пятой главе), при коем во всю ширь развернулось "особое строительство стратегического объекта N 4 НКВД СССР" (ныне - Кайский целлюлозный завод в поселке Созимском Верхне- камского района) и возведение так называемого "Соцгородка" (в настоя- щем - поселок Лесной).
От станции Фосфоритной в дремучую глубь кайских и коми-пермяцких лесов потянулась Гайно-Кайская железная дорога (ГКЖД) - ныне подъезд- ной путь Учреждения К-231. Станции Верхнекамская (с разъездом Южный), Нырмыч, Заводская и Лесная появились на карте Вятлага за каких-нибудь полтора-два года. А вот место расположения его "столицы", определенное гулаговскими проектировщиками, очевидно, по карте, "на глазок", выбра- но (применительно к общепринятым градостроительным, да и просто - хо- зяйским, мужицким меркам) так, что хуже не придумаешь - прямо посреди огромных непроходимых болот: глухое бездорожье, плотные зудящие тучи комарья и мошкары, постоянная сырость и повышенная влажность - все эти и другие таежные "прелести" изводили обитателей поселка и окружающих его зон. Но здесь присутствовала и своя - чекистская - логика: такая "болотная изоляция" служила надежным противопобеговым препятствием для самых отчаянных зеков (подкопа не пророешь и далеко "по мхам" не уй- дешь), и это обстоятельство вполне компенсировало (по лагерным крите- риям, разумеется) все бытовые неудобицы, обусловленные недостатками геоположения "Соцгородка". Удручало местных жителей и "контингент" также отсутствие в округе нормальной питьевой воды (эта проблема "ко- чует" из десятилетия в десятилетие и не снята до сих пор - не сцецма- шинами же ее возить, как это практиковалось кое-кем из вятлаговской верхушки в разные периоды истории лагеря). Впрочем, "на заре" Вятлага о подобных "мелочах" просто не задумывались, оставляли "за скобками", не обращали на них внимания. Главное и в "пожарном порядке" ( ско- рей-скорей!) - "план", "кубометр", "лес - стране", а все остальное (в том числе - люди и их нужды) - потом, перетерпит, переждет ... Ходили приглушенные разговоры, что Вятлаг развертывается на водоразделе двух речных систем (Вятско-Камской и Северо-Двинской) и это, мол, неспрос- та: собираются рыть грандиозный канал и соединять реки, текущие на юг, с реками, впадающими в Белое море ... Почва для таких слухов была, но достоверно известно другое: одной из целей организации Вятлага и ГКЖД первоначально ставилось обеспечение древесиной действительно проекти- ровавшегося строительства крупного гидроэнергетического узла на реке Вычегде (юго-восток Коми). Этот проект также не был осуществлен (то ли руки не дошли, а скорее всего - война помешала), следствием чего (в определенной степени) и является нынешний ощутимый дефицит энергоснаб- жения в регионе. Что же касается затеи с "перебросом рек", то она вновь возродилась на рубеже 70-80-х годов, но затем пришли "иные вре- мена" ...
" Первые лагпункты ставились возле вновь построенной железной дороги зимой 1937/38 годов, причем некоторые - в палаточном варианте. ..." -меня в свое время удивила эта формулировка " ... в палаточном варианте". Вряд ли в то время были палатки, да еще и на такое количество народа, да еще и при наших морозах. У нас на сенокосе на бывшем 12 ОЛПе стояло такое сооружение: в землю вбивались два кола, расстояние между ними до 100 мм, на некотором удалении от них, метра 2-3 еще два, потом внутрь закладывались тонкие жерди - так и набиралась стенка. Крыша накрывалась лапником, при непогоде прятались от дождя, пару раз и ночевали там. Так что, скорее всего вот в таких "палатках" и жили первопроходцы "Вятлага" Отец в 46 году, сразу после войны, работал в ЧИСе и я помню его рассказы о тотальной нехватке стройматериалов. По крайней мере гвозди приходилось рубить из проволоки, а все крыши на домах крыли обыкновенной дранкой.
После тех.работ на сайте стало все красивше,слов нет,а по теме ,все Сталин,Сталин,уж нет его давно,а все 1938год вспоминают.И бытово и геологически плохо расположен Соцгородок и болота и комары,но ведь как я себе представляю, строили то лагерь -лагерем и с этой точки зрения расположен Вятлаг практически идеально,что уж теперь костерить.И гвоздей и стройматериалов не хватало катастрофически,тем более в такой дыре,но жили работали,служили и не совсем плохо в 70-80гг Зато сейчас копни и "Боржоми"потекло.
х-rau , сдерживайте эмоции, кто жил в тех условиях и он знает и мы готовы к тому чтобы нами правил Адольф Виссарионович Пиночет иначе ...................мы гдето будем............. Ответь мне на вопрос - А конец света будет., али что . если да то для чего все это уважаемый
papulay58 Привет,чего то ты вопросы адресованные Богу мне то задаешь,я не знаю для чего все это уважаемый.Знал бы, был бы Гуру какой нибудь.Пиночета вся Америка считает освободителем и проводником т.с. запада.Эмоции здесь не при делах,Вятлаг строился как Вятлаг тут все по моему ясно и понятно."мы готовы к тому чтобы нами правил Адольф Виссарионович Пиночет"это не ко мне а к готовым!
Добрый вечер всем. Я был в Чабисе с 1967 по 1970 год. Мама со мной приехала к отчиму, который отбывал наказание. Очень мало фото о Чабисе, постараюсь найти и опубликовать. Всем добра!
Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом!
А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами. А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.