В документах архивного фонда Вятского окружного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов имеются сведения об образовании Кайского района Нижегородской области.
Постановлением Президиума ВЦИК от 10 июня 1929 года «О составе округов и районов Нижегородской области и их центрах» Нижегородская область разделена на семь округов и утверждён список его районов. В числе вновь образованных районов Вятского округа Нижегородской области значится и Кайский район с центром в селе Кай. На основании решения Кировского областного Совета депутатов трудящихся от 25 декабря 1962 года «Об изменениях административно-территориального деления области» Кайский район был упразднён. В области образовались 18 сельских и два промышленных района. Кайский (сельский) район вошёл в состав Омутнинского (сельского) района с центром в Омутнинске. Промышленность Кайского района вошла в состав Кирсинского (промышленного) района с центром в рабочем посёлке Кирс.
На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года «Об изменениях в административно-территориальном делении Кировской области» образуется Верхнекамский район. При этом исполком областного Совета депутатов трудящихся включил в состав вновь образованного района сельсоветы: Барановский, Верховский, Волосницкий, Гидаевский, Кайский, Камский, Лойнский, Минеевский, Ожмеговский, Пушейский; рабочие посёлки: Боровой, Кирс, Лесной, Пелес, Рудничный, Созимский и Чернореченский.
Верхнекамский – самый большой в области район и очень сложный по своему географическому расположению. Он богат лесами, нерудными материалами, в том числе гравием, глиной, фосфоритами. Но большим богатством надо ещё уметь распорядиться. При огромной протяжённости района важное значение имеют дороги, они являются связующей нитью между предприятиями, населённым пунктами, это своего рода артерии жизнедеятельности организма. До семидесятых годов главной проблемой в районе было бездорожье. Огромный вклад в развитие экономики Верхнекамья внёс первый секретарь райкома партии А.В. Буторин.
Главный прораб района
Александр Васильевич работал во главе Верхнекамского района с 1972 по 1987 годы. Он понимал, что без дорог ни о каком развитии предприятий промышленности и сельского хозяйства не может быть и речи. И поставил перед собой задачу ежегодно строить дороги с твёрдым покрытием, провести реконструкцию завода «Кирскабель», фосрудника и других предприятий, коренным образом поправить дела в сельском хозяйстве, улучшить жизнь на селе.
За 15 лет работы А.В. Буторину удалось многое сделать: в районе появилось пять асфальтовых заводов, дороги протянулись во все совхозы и посёлки, сделаны подъездные пути к фермам, по объёмам выпускаемой продукции «Кирскабель» и ВКФР вошли в число крупных предприятий страны. Небывалыми темпами развернулось жилищное строительство. За несколько лет только 1970-х годов построены многоквартирные дома в Светлополянске, Кирсе, Рудничном, двухквартирные жилые дома в Пушье и Лойно. В совхозах и подсобных хозяйствах строятся современные животноводческие фермы, тёплые стоянки для техники, склады минеральных удобрений, ремонтные мастерские, овоще-хранилища.
За годы работы А.В. Буторина построены и введены в эксплуатацию шесть сельских домов культуры (Верховской, Пушейский, Кайский, Южаковский, Волоковской, Светлополянский), два спорткомплекса в Пушье и Лойно, лечебный корпус на 60 мест в ЦРБ, участковые больницы в Светлополянске и Рудничном, детские сады в Рудничном и Кае, Верховье, Светлополянске, комбинат бытового обслуживания в Кирсе. Эти годы можно назвать «золотыми» для Верхнекамья. Подобного строительного размаха не было ни до, ни после Буторина. Как говорили в народе, он был «главным прорабом района». Вспоминая былые годы, жители района отзываются об Александре Васильевиче как о добропорядочном, работоспособном человеке, имеющем твёрдую руку руководителя.
Все правильно написано про "золотые" годы Верхнекамья - наш район в те времена (благодаря Вятлагу, Кирскабелю,Фосруднику ) и конечно нашим леспромхозам -район был крупным донором области, и дороги строились с невиданным размахом и причем с асфальтовым покрытием ,рассчитаны были на вес тогдашних автомобилей-но пришли другие времена - по ж/д все меньше отправляются и принимаются грузы ,всю нагрузку (уже сверсильными и тяжелыми ) автомобилями взяли на себя дороги Верхнекамья (но они не были рассчитаны на такой вес) и результат плачевный-практически разрушены дороги на Южаки, Лесное и капитально их отремонтировать нет никакой возможности -причина одна (затухающий , неперспективный район с резким падением населения) в этом году по населению даже райцентр будет с населением менее десяти тысяч душ (и это с прилегающими поселками )
Ошибку стер .а два вылезло поста, поверьте все Верзнекамье (где песок) все для нас гравий - так рядом с Кирсом был в СССР построен крупный гравийно сортировочный завод (сестра написавшей статью до сих пор им руководит) он работает -а раньше в "золотые годы" - это было крупнейшее предприятие Верхнекамья
Ну а сейчас там, где был Гравийно сортировочный завод стоит маленький поселочек Гарь... Гравий добывают попрежнему, только изменился способ добычи... сейчас просто... обычный земснаряд и два человека в смену работают...
Добрый вечер всем. Я был в Чабисе с 1967 по 1970 год. Мама со мной приехала к отчиму, который отбывал наказание. Очень мало фото о Чабисе, постараюсь найти и опубликовать. Всем добра!
Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом!
А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами. А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.