Мини профиль |
Гость
Суббота, 28.12.2024
|
Друзья сайта |
Мы будем рады обменяться ссылкамиНаша кнопка
|
|
« 1 2 ... 18 19 20 21 22 ... 24 25 »
История Вятлага
Часть 1
Глухая и почти ненаселённая, богатая лесом местность в районе верхнего течения двух больших рек (Вятки и Камы) хорошо подходила для создания одного из крупнейших лагерных районов. Связующей нитью в нём стала железная дорога.
Здесь уже имелась железнодорожная линия от станции Яр (на магистральном участке Вятка (Киров) — Пермь) до станции Фосфоритная, открытая в 1932 году. Её было решено использовать как основной подход к «Вятлагу».
В 12 километрах севернее станции Фосфоритная появился посёлок Рудничный — центр добычи фосфоритной руды. По имеющимся данным, вначале почти все работы по строительству посёлка и рудников выполнялись вольнонаёмными гражданами. Но в 1937 году Рудничный и расположенная в нём станция Верхнекамская стали воротами лагерного края. В этом же посёлке первоначально находилось управление Вятского ИТЛ.
Полномасштабные работы по строительству лагпунктов «Вятлага» развернулись в том же 1937 году. Их первым этапом стала прокладка Гайно-Кайской железной дороги (ГКЖД) — так официально была названа очередная лагерная стройка. Происхождение названия не совсем ясно автору. Возможно, что по первоначальным планам дорога должна была строиться в направлении села Гайны, расположенного к востоку от «Вятлага».
Вокруг строящейся железнодорожной линии располагались «передвижные» лагпункты. В них заключённые спали на земле, а зимой — в палатках, несмотря на тридцатиградусные морозы. После
укладки пути началось строительство капитальных «зон» и посёлков.
Среди заключённых были распространены слухи: «Вятлаг» развёртывается на водоразделе двух речных бассейнов (Вятско-Камского и Северодвинского) в связи с планами прорыть грандиозный канал для соединения рек, текущих на юг, с реками, впадающими в Белое море. Однако ближе к действительности другой факт: в те времена намечалось строительство крупной гидроэлектростанции на реке Вычегде, в районе села Усть-Кулом. Именно этот населённый пункт в перспективе должен был стать северным конечным пунктом Гайно-Кайской железной дороги. Строительству ГЭС помешала война, а после неё этот проект был забыт.
В итоге, скорее всего, участок от станции Крутоборка до Усть-Кулома так и остался на бумаге. Но достоверных данных об этом автору получить не удалось — возможно, он всё же был частично проложен, а затем заброшен.
Даже при наличии грандиозных планов, «на заре» Вятлага (в 1937–1938 годах) был построен лишь головной участок Гайно-Кайской железной дороги — от станции Верхнекамская до станции Лесная, с промежуточными станциями Нырмыч и Заводская.
18 сентября 1938 года имел место сильнейший лесной пожар. Огнём была повреждена часть железнодорожной линии, и многие деревянные постройки.
7 апреля 1939 года у станции Лесная началось строительство нового административного центра всего лагерного края — так называемого Соцгородка. Место для строительства «столицы» было выбрано едва ли не худшее из возможных — прямо посреди болот. Но благодаря тяжкому труду заключённых, уже 6 декабря сюда было официально управление Вятского ИТЛ. В следующем году «светлый социалистический город будущего» уже имел свои «неповторимые черты»: здесь появилось несколько деревянных домов оригинальной псевдоготической архитектуры.
Почтовый адрес управления «Вятлага» стал таким: Кировская область, Кайский район, п/я 231. Существовал телеграфный код — «СОЗИМ».
Станция Лесная становилась главной станцией ГКЖД. Здесь было построено паровозное депо и ремонтные мастерские. Рядом со станцией, на берегу речки Созим, появилась крупная «зона». Согласно документам, она именовалась «Комендантский ОЛП» (отдельный лагерный пункт).
В октябре 1939 года на Гайно-Кайской железной дороге было официально открыто регулярное пассажирское сообщение по маршруту Верхнекамская — Лесная. Пассажирский поезд состоял из маломощного паровоза и двух старых вагонов, поступивших с сети НКПС в непригодном для эксплуатации состоянии, а затем отремонтированных силами заключённых. В поезде продавались билеты.
Продолжение статьи читайте здесь ...Часть 2... ...Часть 3... ...Часть 4...
автор: С. Болашенко
|
Бывший поселок системы УИН остался буквально «отрезанным от большой земли» – здесь нет
связи, электричества и прочих благ цивилизации. Почему так произошло – разбирались журналисты «Репортера»
Историю поселка Бадья можно назвать уникальной. Вот только эта уникальность сыграла с населенным пунктом злую шутку. Поселок
территориально находится в Пермском крае, а административно подчиняется Кирову.
«У черта на рогах»
Этот маленький островок цивилизации находится в глухом лесу, в 40 км от границы Кировской области, в 138 км от поселка Лесного и в
200 км от Кирса Вернекамского района. В 60-е годы здесь находилось большое поселение Управления службы исполнения наказаний - заключенные
заготавливали лес. Большой поселок со всей инфраструктурой был выстроен прямо на вырубках и не значился ни в каких документах, соответственно,
не попадал под налоги. У системы ФСИН было свое территориальное деление, и по каким-то причинам поселок оказался в ведении Кирова. Сейчас,
как известно, все подобные поселки находятся в процессе ликвидации. Бадья тоже. Так, если раньше здесь жили около тысячи человек, то сегодня из
74 «официально прописанных» осталось всего 18.
...
Читать дальше »
|
Здравствуйте, гости дорогие, проходите, усаживайтесь поудобнее. Всем ли места хватило? До сих пор в деревенских избах на стенах висят фотографии всех членов семьи. А в центре – на видном месте – портреты отца и матери. И глядя на эти поблекшие фотографии, невольно спрашиваешь себя: «А как жили наши предки, чем занимались, что ели-пили, как печалились в горе и радовались в праздники?». И сегодня мы с вами попробуем прожить один день далекой старины, когда жили по закону, детей называли чадами, любили и почитали до самой старости отца и мать. Жили с молитвой и Богом в сердце. Жили-то по православному, а житье-то было все привольное да раздольное. И расскажу я вам одну легенду... В давние-давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, но в ней царили мир, любовь да согласие. Молва об этом долетела до Великого князя, и он решил посетить эту семью. Когда Великий князь убедился, что это правда, то спросил старца –главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал ее князю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе сто раз было начертано одно и тоже слово – «ПОНИМАНИЕ». Да, доброта сердца, понимание, гостеприимство были отличительными чертами наших предков. В конце 19 века основное население Вятской губернии составляли сельские жители. По числу жителей Вятская губерния занимала одно из первых мест в России, а по плотности населения всего лишь 37-ое. И это не удивительно. Ведь более 50% ее территории занимали леса, а в нашем крае – 97%. Крестьяне сеяли и убирали неплохие урожаи ржи, ячменя, льна, картофеля, репы. Держали лошадей, коров, овец, свиней, коз (богатые семьи по 5-6 коров, 2-3 лошади, бедные по 1-2 коровы и 1 лошади). Просыпались в деревне рано, с первыми петухами. Итак, пропели петухи, и первой поднялась хозяйка дома. Так уж повелось на Руси, что деревенская женщина работает в два раза больше, чем мужчина. Каждая хозяйка сначала топила печь, готовила еду корове, кормила, поила, доила ее. Корова была кормилицей, любимицей семьи. Помните сказку о Хаврошечке? Как она ласково обращались к корове: «Коровушка-матушка». Ее берегли, в холодные зимние дни спасали от холодов в избе, особенно маленького теленка. Ну вот, корова накормлена, подоена, пора и хлеб в печь ставить, кашу варить. Надо сказать к чести хозяина, он также вставал рано. Иногда его рабочий день начинался в 4 утра. Нужно было дров принести, во дворе подскрести, воды принести. Молодые спали дольше, набирались сил после тяжелого рабочего дня. Ну а последними конечно же вставали дети. Затем старший в семье распределял обязанности. Кому-то приходилось ехать за сеном, кому-то весь день заниматься извозом, готовить сбруи, плуги и т.п. Завтракали довольно поздно часов в 9-10, к этому времени успевали переделать много дел. Перед тем как сесть за стол, мыли руки, читали молитву. Первым за стол садился хозяин дома, затем другие работники, дети и последними женщины. Наиболее почетным считалось место во главе стола, в красном углу под иконами. Если в семье не было отца, то его место занимал старший женатый сын, если он еще не был женат – мать. Следили, чтоб хозяин сидел не под иконами, а немного отодвинувшись, как бы оставляя место для Бога. Ни в коем случае не позволялось ругать еду, и за нее же благодарили Бога, а не хозяйку. Наиболее почитаемой пищей был хлеб. По представлению крестьян, он вмещал в себя счастье и благополучие дома. Не разрешалось одному человеку доедать хлеб за другим – заберет его счастье и силы. Поэтому же нельзя было есть хлеб за спиной у другого человека. Нельзя было давать хлеб со стола собаке – постигнет бедность, и оставлять кусок хлеба на столе – иначе будешь худеть. На завтрак нередко подавали кашу овсяную, пшеничную, кисели овсяные, ягодные, толокно, которое разводили квасом или молоком. Молоко пили в основном дети и старики, остальные употребляли кисломолочные продукты(творог, простоквашу). Часто молоко томили в печи, морозили в деревянных корытах. Скребли его потом ножом, ели с блинами. Сбивали молоко в масло, но сами его почти не ели, продавали. Чай в деревне пили редко, как правило, заменяли травяными взварами. Вы наверно обратили внимание на самовары у нас в музее. Но в деревне самоваров практически не было. Цены на самовары были очень высокими, это только в сказке муха-цокотуха нашла в поле денежку, пошла на базар и купила самовар. В прошлые века самый дешевый самовар стоил иногда дороже коровы. Если семья продавала свой самовар – это считалось крайней нуждой. Была даже такая частушка: Самовары, самовары, самовары медные Из-за вас то самовары, люди стали бедные. Посуда была глиняная, деревянная. Ели из одного блюда всей семьей деревянными ложками. После завтрака продолжали работать. Пока молодые делали самую трудную работу по дому, старики занимались каким-нибудь промыслом – делали изделия на продажу. Именно промыслы были той самой соломинкой, за которую хватались, чтобы выжить. У нас в Кае несколько семей занимались горшечничеством. Они делали горшки различной величины и формы и продавали по окрестным деревням и даже отправляли в Пермскую губернию с возчиками соли или возили сами. У кайгородцев даже была кличка «черепаны». А еще в каждом доме, где были мужчины плели лапти, являющиеся основной крестьянской обувью. Изготовление лаптей – дело длительное, но их делали на продажу сразу сотни пар. Лапти годились на все случаи жизни, их носили и в будни и в праздники, в них хоронили покойников. В середине 19 века лапти стоили 3 копейки, сапоги – несколько рублей. И большинству крестьян они были недоступны. Кто из вас хотел бы попробовать примерить лапти? В разных семьях были свои мастера. Кто занимался пимокатством – катал валенки на заказ, кто-то делал санки, плел пестери, корзины, делал туеса, а кто-то занимался отхожим промыслом: основное – извозничество. Плата за провоз от Вятки до Кайгородской пристани – 13 копеек за пуд. рубка и сплав леса. Бурлачество (невыгодно, малооплачиваемо) Добывание руды – копание и обжег. плата за 1 пуд руды с обжигом 3 копейки. Охота. Цена на белку на месте от 4 до 10 копеек, шкура куницы – до 6 рублей, лисы - от 1 до 5 рублей, медведя – 1,5 до 15 рублей. Чем же в это время занимались дети? Детей с детства приучали к работе. Мальчиков с 9 лет учили запрягать лошадь, ходить за скотиной. В 13 лет мальчики уже умели пахать поле, косить траву, пасти скот. В 16 лет они были первыми помощниками отцу. Некоторых из них отдавали к мастерам в ученики, так и жили в их семьях, работая по 10 часов в день. Ну а самые маленькие конечно же играли, девочки – самодельными куклами. Делали кукол из тряпок, глины, дерева, бересты, соломы, ниток, мочала, даже обычное полено могли нарядить куклой (показать куклы). Все славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения злых, недобрых сил, а значит и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Кто из вас в детстве играл такими куклами? Как их у вас называли? Играли дети и на улице в различные подвижные игры. Особенно дети любили «заклички». Незаметно за работой и играми время подходило к обеду. На обед, как правило, подавали щи, картофель жареный или вареный, иногда с мясом. На завтрак, обед и ужин отводилось не более трех часов, затем снова работа. Вся жизнь семьи проходила в большой и уютной горнице. В ней было много сундуков, из мебели – стол с лавками, и через всю избу полати. Вы ужу узнали, что делали хозяин и хозяйка дома, их взрослые сыновья, мальчики-подростки и маленькие дети. А чем же занимались девушки? Прибирались, мыли, шили, пряли, ткали, вышивали, готовили себе приданое. Приданого нужно было приготовить столько, чтобы хватило на несколько лет замужней жизни. С семи лет девочек приучали заниматься рукоделием. И к 14ти годам они уже хорошо умели выполнять любую женскую работу. Очень много приходилось вышивать полотенца, ведь именно полотенце служило украшением любого дома. И потому, как вышито то или иное полотенце, жених мог судить о невесте, рукодельница она или нет.(показать полотенца) А еще девушки ткали пояса, дарили их своим возлюбленным. Русский крестьянин считал зазорным ходить без пояса. Снять с человека пояс, значило обесчестить его. Про того, кто не сдержал себя, распустился, говорили «распоясался». Кафтаны, шубы подпоясывали широкими трехметровыми кушаками, а вот этот кушак (показать) ткала моя бабушка в молодости. В доме была полная взаимозаменяемость, если какую-нибудь работу не могла сделать мать или бабушка, ее делали дочь или внучка. Помните? « У бабки была внучка. Прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, ткала и пряла на свою внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала, а внучка пекла, мыла, шила и пряла на бабку». Так незаметно, быстро подходил вечер. Недаром гласит пословица «долог день до вечера, коли делать нечего». Вечером ужинали(ели то, что осталось от обеда), а после ужина молодежь шла в чей-нибудь дом на посиделки. С собой брали какую-нибудь работу, девушки пряли, вышивали, вязали, а парни плели из бересты, соснового корня, делали другую работу. Игры и танцы начинались лишь после того, как иссякали принесенные из дома «уроки», (т.е. работа, рукоделие). На посиделках рассказывали интересные истории, сказки, загадывали загадки. Сейчас я вам загадаю вятские загадки, посмотрим, справитесь ли вы. На посиделках еще играли в различные игры, пели песни, плясали, присматривались друг к другу. На таких посиделках мы сегодня с вами побываем. А сейчас поиграем в игру «Копилка добрых слов». Я пускаю по кругу шкатулку с волшебными словами, каждый, передавая ее соседу, должен сказать ему волшебное слово, а на тот случай, если кто-то забудет волшебные слова, поможет шкатулка с ее подска
...
Читать дальше »
|
Почему Кай назвали Каем?
П
очему Кай назвали Каем? Итак, наименование «кай» встречается в различных областях, это не единичное название, его не назовёшь редким. Но нас-то интересует Кай на реке Кама, происхождение именно этого названия… Поэтому, перейдём к изложению возможных версий и рассмотрим каждую из них.
Первую гипотезу мы уже изложили, рассказывая о князе по имени «Кай». Возможно, Кай- это было прозвище первопоселенца или родовое имя исчезнувшего впоследствии древнего племени. В топонимике (науке о названиях) нередко отмечалось происхождение названий погостов и поселений по именам их первых жителей. Отметим здесь, что фамилия Кайгородов, Кайгородцев, безусловно, возникшая как прозвище выходцев из Кая, в самом селе не получила распространения. Кайгородовыми становились мигранты из Кая, оседавшие в других местах. Вторая версия возникла после ознакомления с Толковым словарём В.Даля. Там слово «кай» имеет значение « обет, зарок, договор». Например, « положили между собой «кай«, то есть договорились, порядили. Или « на каю стать»- договариваться», а «кайгород»- мастер устраивать договоры между заинтересованными сторонами. В псковских говорах есть глагол « каить»- «говорить».
...
Читать дальше »
|
Новости Телефонная линия в поселке принадлежала УФСИН по Кировской области. Как сообщили местные жители, когда коммутатор устанавливался, оставшиеся у Управления свободные номера были розданы населению поселка. Недавно Служба Исполнения наказаний закрыла коммутатор, теперь связаться с жителями поселка можно только при помощи сотовой связи. «Чтобы подключить Лесной к телефонной сети «Волгателеком» необходимо около 65 километров кабеля, на это потребуются десятки миллионов рублей. Ко всему прочему на 2010 год такой суммы в бюджет не заложено, да и особого спроса у жителей нет, поэтому компании это невыгодно», - заявил пресс-секретарь «ВолгаТелеком» Дмитрий Жуков. Тута: http://www.newsler.ru/news/2010/05/Lesnoi19
|
|
|
Статистика сайта |
Всего пользователей: 1090
У нас новый участник!
klizma123
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Сегодня сайт посетили
Igor
|
Новые комментарии |
Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом! А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами. А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.
|
|