Посёлок Рудничный выросший на северо востоке Вятского края,с 30 - х г.г. к 1944 году стал едва ли не самым густонаселённым военнопленными местом в Кировской области. Здесь находилось Управление трудовым лагерем № 101 «ВЯТЛАГ» , вокруг – по лесам, его отделения, Здесь же, для лечения военнопленных. от раненых защитников Отечества освободили два госпиталя: СГ – № № 3007, 3171. В 1946 году госпитали объединении под вторым номером. Военнопленных продолжали, лечить со слов жителей до 1949 года.
Комиссией ОПВИ НКВД КО, ЭП – 22, Кировского обл здрава от 17.01.1944 года установлено, что каждый госпиталь может вместить не более 1200 пациентов.* (При организации, госпитали рассчитаны на 600 - 800 мест). Акт комиссии, как полагали её члены, должен был послужить сигналом ,для уменьшения потока раненых и больных, отправляемых в Рудничный. Уже имеющийся контингент, находился в тесноте, располагался на двух, трёх ярусных нарах. Акт, не возымел действия. С ним знакомятся многочисленные комиссий из Москвы, Свердловска, Кирова, которые оставили свидетельства своей работы в Рудничном. А больные, не транспортабельные военнопленные продолжают прибывать весь 1944 год.
В моём видении "Вятлаг" это отдельные лагерные пункты "ОЛП", расположенные вблизи ширококолейной железной дороги. Эта дорога была построена в тридцатых годах прошлого столетия мимо наших селений на север в сторону Пермского края и республики Коми с временно построенными ответвлениями. Количество О.Л.П., построенных рядом с железными дорогами было довольно много, и нумерация их доходила до двух сотен. Отдельные лагерные пункты построены для содержания и проживания в них незаконопослушных людей и преступников, несогласных с Советской властью и осуждённых по действующим в то время законам. "О.Л.П." .Это одноэтажные деревянные бараки, где проживали заключённые люди, и вспомогательные деревянные строения, такие как склады, кухни, мастерские, туалеты и сторожевые вышки, где обязательно для охраны находился часовой с оружием, и всё это было обнесено забором из колючей проволоки. Вольнонаёмные работники, обслуживающие О.Л.П., жили за зоной в деревянных домах и бараках, для них были построены бани, пекарни, увеселительные заведения, и система освещения, как домашняя, так и наружная. Дороги построены только грунтовые, как в зоне, так и вне зоны. В главном лагерном пункте, который мы называли "столицей" "Вятлага”, дороги на главных улицах были вымощены деревянными отрезками, поставленными стоймя. При поездке по такой дороге на телеге стоял невообразимый грохот и вытрясывало, казалось все внутренности ездока. Сейчас это селение называется посёлком городского типа Лесной, Кировской области.
На просторах интернета, а именно на сайте "Ростелеком Волга" нашел статью Клабукова Владимира Владиславовича. Он кратко описывает историю и нынешнее положение "ВятЛага", но это не главное... Мне бы хотелось обсудить фото размещенные в статье и их источник (где снято и кем) ну и посвятить немного времени на воспоминания о жизни в "ВятЛаге", и не только...
Цитирую статью Владимира:
"Окружённое ореолом таинственности место, раскинувшееся на 300 километров вдоль Гаино-Кайской железной дороги, частично расположенное на территории Республики Коми и Коми-Пермяцкого АО (ныне Пермский Край), было основано в 1937 году и стало одним из самых крупных учреждений системы ГУЛАГ, где в больших количествах добывался лес. Более десятка посёлков, большинство из которых ныне заброшены, были построены буквально на костях заключённых, а ныне наполовину разрушены охотниками за чёрным металлом. Яркое свидетельство ушедшей эпохи, которому совсем недолго осталось стоять на вятской земле. Каждый год может стать последним, когда всё это можно будет увидеть своими глазами."
Если попросить жителей Созимского назвать достопримечательности посёлка, то, без сомнения, в
первую очередь каждый укажет на пруд. Будучи с рабочим визитом в наших краях, экс-губернатор В. Сергеенков, восхитившись красотой Созимского
пруда, сравнил его с абхазским озером Рица. Конечно, вполне вероятно, что на озеро Рица может быть похож любой большой пруд, тем не менее,
жителям Созимского такое сравнение польстило.
На сайте Энциклопедия узкоколейных железных дорог бывшего СССР «Младший Брат», наткнулся на эту информацию и решил с вами поделится. Те, кто ездил на "север", помнят этот уже забытый полустанок.
Добрый вечер всем. Я был в Чабисе с 1967 по 1970 год. Мама со мной приехала к отчиму, который отбывал наказание. Очень мало фото о Чабисе, постараюсь найти и опубликовать. Всем добра!
Скворцов Борис Васильевич-мой дед.Родился 29 июля 1926 года в деревне Зубилиха Горьковской области.Пошёл воевать в декабре 1943 года,но, так как ему не было 18 лет, был направлен в учебку ,на курсы танкистов.В начале 1945 года воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии ,входившей в 1-й Украинский фронт.В боях под Бреслау танк дедушки был подбит и сгорел,двое его товарищей погибли.Участвовал в штурме Берлина и в Пражской операции.За проявленное мужество и отвагу,в звании младшего сержанта,был награжден орденом славы 3-й степени ,медалью"За взятие Берлина" и медалью"За освобождение Праги".После войны служил в Чехословакии,Австрии и Германии.Домой вернулся в 1950 году.С 1962 года работал в железнодорожном отделении пос.Лесного.Прошёл путь от кочегара до машиниста паровоза.Неоднократно удостоен звания "Ударник коммунистического труда."Ушел из жизни 30 ноября 2002 года.Похоронен в поселке Лесном.Мы гордимся нашим дедом!
А какое это было событие вселенского масштаба-открытие кинотеатра! Ходили практически на все фильмы:семьями, классами, коллективами. А геометрия дорожек объясняется очень просто: по окончании сеанса люди выходили из зала по бокам кинотеатра. Вон маленькая дверь около трубы.