Любимый учитель.
Когда работа интересная,
занимаешься ей не только в рабочее время. Семье и детям время тоже надо
уделять. Оглядываться назад и вспоминать прошлое некогда. Так же было и у меня.
Последние годы я работал заместителем директора Российского учебно-методического
центра по контролю ядерных материалов и одновременно заместителем начальника
научного отдела. И вот в шестьдесят один год здоровье начало давать перебои и я
почувствовал, что пора уступить дорогу молодым, пора на пенсию. В жизни много интересных
дел, кроме работы. Дети уже выросли, сразу образовалось много свободного
времени, появилось желание вспомнить школьные годы, одноклассников, учителей.
Благо никуда ездить не надо, есть Интернет.
С пятого по десятый класс
я учился в Лесной средней школе №1 в посёлке Лесной на севере далёкого вятского
края и закончил её в 1966 году, давно это было. Попробовал вспомнить своих
школьных учителей, нашёл фотографию выпускного 10-а класса, благо сохранилась.
Прошло почти полвека, в памяти многое стёрлось. Вглядываясь в лица учителей, я понял, что в моей памяти
сохранились только фамилия директора школы и фамилия, имя и отчество одного
учителя – моего любимого учителя математики Беляева Сергея Васильевича (потом,
после некоторых усилий и общения с одноклассниками, вспомнил и остальных
учителей). Всколыхнулись воспоминания.
Невысокого роста, всегда аккуратно одет, поплавок на
лацкане пиджака – тогда значок об окончании института было принято носить,
галстук и неизменная мягкая улыбка – такой
образ Сергея Васильевича запечатлелся в моей памяти. Он был страстно влюблён в
свою работу, любил математику, любил и великолепно умел её преподавать своим
ученикам. Он ровно относился и к отличникам и к середнячкам, но особенно ему
нравилось передавать свои знания математики сильным ученикам. На них он не
жалел своего времени и занимался после уроков дополнительно по программам,
превышающим объём школьных знаний. Делал он это совершенно бесплатно и
относился к таким занятиям очень серьёзно. Все желающие могли приходить на эти
занятия, но приходили лишь те ребята и девчата, которых он сумел увлечь
математикой, показать красоту этой, сухой казалось бы, науки. На его занятиях
мы видели, как кружева формул выстраиваются красивым узором и в итоге легко и
просто получается решение сложной задачи. В свой кружок в восьмом классе он и
меня привлёк, и я ходил с удовольствием.
А память подбрасывает
новые воспоминания. Анализируя их, я понимаю - Сергей Васильевич представляет
собой настоящего русского интеллигента, что было необычно для сурового общества
поселка Лесное. Залысины на темени выдавали большой ум. Не помню, чтобы он на кого-то голос повысил, в отношениях с нами,
школьниками очень порядочный, уравновешенный и вежливый, добрый и отзывчивый
человек. Любил аккуратность во всём. После работы с мелом на классной доске
обязательно тряпочкой руки от мела вытирал. Его любили практически все ученики,
он даже полностью неспособных умел приучать к логическому мышлению.
Когда надо, умел и любил пошутить, ему было присуще тонкое чувство юмора. Это и
привлекало к нему ребят и девчат. Я не помню, что бы Сергей Васильевич
«силовыми методами», то есть, ставя двойки и приглашая родителей в школу,
заставлял кого-либо учиться. Наоборот, когда на
контрольных работах мы помогали решить задачи своим товарищам, кто попросит, он
этому не препятствовал. Сергей Васильевич запомнился мне влюбленным в свою
профессию умнейшим педагогом. О таких говорят - учитель
от бога! Таких УЧИТЕЛЕЙ сейчас
редко встретишь.
Благодаря
своим человеческим качествам он нравился не только своим ученикам, но и многим
ученикам классов, в которых он не
преподавал и ученикам школы №2. Для многих своих учеников он был и остался
любимым Учителем. Благодаря любимому учителю многие ученики хорошо понимали
математику, и это помогало им в жизни.
Как настоящий интеллигент
и джентльмен Сергей Васильевич был очень внимателен и обходителен с нашим
одноклассницами и другими своими ученицами. Выражался, обращаясь к ним, с
пиететом, например – «Нелли, наша краснощекая
Нелли, наша длиннокосая Нелли, наша красавица Нелли». Смотрел на девчонок он
всегда из-под очков с хитринкой, улыбаясь, посмотрит и скажет что-нибудь
приятное, и слегка им давал поблажки.
В
шестидесятые годы, гораздо шире, чем сейчас, была распространена игра в
шахматы. Сергей Васильевич обладал ещё одним достоинством, он хорошо играл в
шахматы, стремился привлечь к ним молодёжь, вел шахматный кружок в школе.
В посёлке
Лесной было немного развлечений в то время, и одно из них – футбол. Сергея
Васильевича всегда можно было встретить на стадионе во время футбольного матча,
он очень любил футбол и был страстным болельщиком. Игроки футбольной команды
Лесного пользовались его особым расположением.
И вот в эти
годы я со своими товарищами - Валей Трониным и Сашей Давлюком были членами математического кружка
Сергея Васильевича. Учился я тогда в 8Б классе, а в основном сильные
ученики были в 8А классе. Так
он настоял, чтобы после окончания 8
класса я перешёл в 9А, чтобы все члены кружка были в одном классе. Позанимавшись
год в его кружке, мы легко справлялись с задачами и решили с Трониным
попробовать поучиться на более высоком уровне. В то время при МГУ в Москве
начала работать заочная физико-математическая школа (ФМШ). Приёмные экзамены мы
сдали и нас приняли, это ярко характеризует уровень подготовки, который давал
Сергей Васильевич. Мы продолжали заниматься в кружке Сергея Васильевича – это
нам помогало учиться в ФМШ. Программа была сложной, но, используя знания,
которые нам давал Сергей Васильевич, мы с Валентином два года отучились,
получили свидетельства об окончании ФМШ, и это нам в дальнейшем помогло.
С высоты и опыта прожитых
лет проанализировав свою жизнь, я понял, что Сергей Васильевич сыграл
значительную роль в моей жизни. Я бы сказал, что не хорошая, а очень хорошая математическая
подготовка в школе, которую я бы не смог получить в Лесном, если бы не классный
математик и учитель Сергей Васильевич Беляев, помогла мне сразу после окончания
школы поступить
...
Читать дальше »